Контрнаступление ополченцев Новороссии, обстановка на Украине, участие в этом конфликте и общем противостоянии на мировой арене Запада и России, возможные варианты развития событий — об этом в прямом эфире видеоканала Pravda.Ru рассказал доктор военных наук, президент Академии геополитических проблем, член бюро Движения за национализацию стратегических ресурсов Константин Сивков.
— Как вы оцениваете произошедший перелом в войне на Украине? Почему это стало возможным?
— Совершенно очевидно, что войска хунты терпят тяжелые поражения оперативного масштаба, которые перерастают в стратегическое поражение. Если оглянуться в прошлое, в небольшую ретроспективу, то можно сказать, что примерно с 18 по 20 августа войска хунты предприняли масштабное наступление с целью разгрома основных группировок сил армии Донецкой народной республики и Луганской народной республики и взятия основных городов — Донецка и Луганска.
Цель этого наступления была создать условия для ликвидации вообще вот этих двух образований к Дню независимости Украины. Однако ни одна из оперативных задач, которые ставились перед войсками хунты, не была решена. Более того, при проведении наступлений все атаки были отбиты, войска хунты понесли тяжелейшие потери в личном составе и боевой технике и фактически полностью утратили ударный потенциал. Находясь в боевых порядках, ориентированных для решения задач наступления, они не были готовы к решению задач оборонительных.
Когда боевой потенциал был исчерпан, создались идеальные условия для нанесения контрудара. Им и воспользовалась армия Донецкой народной республики, которая нанесла решительный удар по этим ослабленным войскам. Они оказались в окружении. В котлах находилось от двух до около семи тысяч человек. Естественно, затем численность этих вооруженных группировок сократилась за счет того, что войска хунты в массовом порядке сдались в плен.
Поэтому естественно, что Донецкая народная республика продолжает наступление. Основное направление удара — южное, с целью выхода к побережью Азовского моря и взятия двух ключевых городов, это Новоазовск и Мариуполь. Новоазовск уже взят, сейчас вопрос падения Мариуполя — дело короткого времени.
То, что сейчас там имеется с оперативной точки зрения, по сути дела, повторяет то, что происходило на Курской дуге. Когда гитлеровские войска в рамках операции «Цитадель» вбросили в бой все свои силы, ввели последние резервы и когда группировки — серверная и южная — увязли в глубокой обороне Советской армии, были нанесены удары по Минскому и Воронежскому направлению, после чего немцам оставалось только бежать, выходя из окружения. Но довольно талантливые полководцы Вермахта Манштейн и фон Клюге смогли вывести свои войска, а командующие войсками киевской хунты не обладают такими талантами, поэтому все те войска, которые решали ударные задачи, попали в котлы.
— То есть ситуация сейчас не как на Курской дуге, а как в Сталинграде?
— Хуже. По сути дела, сейчас там ситуация, действительно, как в Сталинграде. Если говорить в процентном соотношении — то да, это почти что Сталинград, поскольку там окружена основная часть боеспособных войск хунты. Для того чтобы сейчас восполнить ударный боевой потенциал своих войск, им надо проводить как минимум еще одну масштабную мобилизацию, на что сейчас украинская нация не готова.
— Очень многие боялись, что в области радиоэлектронной борьбы поддержка стран НАТО и частными военными компаниями даст преимущество киевской хунте. Можем мы сейчас говорить, что, наоборот, у хунты нарушены управление и связь, а у Новороссии взаимодействие налажено нормально?
— Средства связи и управления не самоцель. Средства связи и управления не управляют войсками, а управляют войсками командиры. Можно взять самый современный великолепный «Мерседес» с самой совершенной электроникой, но если за рулем сидит идиот, он расшибет машину в лепешку. А если профессионала посадить в «Запорожец» (даже тот, кругленький), то он спокойно приедет куда надо, возможно, даже быстрее того «Мерседеса».
Командование сил так называемой АТО демонстрирует полную оперативно-стратегическую некомпетентность, которая граничит даже с оперативным кретинизмом. Нарушаются все самые простейшие, наиболее фундаментальные принципы ведения операций. Командование не оставляет оперативных резервов, вводя все войска полностью. Поэтому не имеет возможности потом отражать контрудары. Не обеспечивается фланговое прикрытие наступающих группировок войск, что создает условия для окружения этих войск. Не рассчитываются оперативные возможности группировок войск по взятию и решению боевых задач, что гарантированно приводит к поражению.
Все это происходит на фоне отсутствия морально-психологического потенциала ведения боевых действий. Хунта вынуждена вести боевые действия путем обстрела, подавления предварительно массированным огневым поражением с последующим введением уже туда войск. Личное огневое столкновение практически исключено или минимизировано. Но и эта задача не решается. У них абсолютно не поставлена система разведки. Ведь стрельба по городским кварталам тяжелой артиллерией свидетельствует не столько о жестокости, сколько о некомпетентности и несостоятельности этих войск. Артиллерии не так много. Нанося удары по жилым кварталам, они оставляют без огневого воздействия ударные и охранительные группировки ополчения. Естественно, все попытки взять тот или иной город, уже встречают мощное огневое сопротивление оборонительных рубежей донецкой народной армии. Поэтому такие попытки проваливаются.
С другой стороны, командование армии Донецкой народной республики демонстрирует более высокий уровень оборонительной подготовки. Они действуют классически. Там хорошо построенная, хорошо отработанная мобильная система обороны, которая сочетает в себе взятие городов с позиционной обороной. Армия ДНР в рамках оборонительных операций хорошо использует методы и тактику огневых мешков. В эти огневые мешки войска украинской хунты попадают регулярно, просто систематически. Блистательно проводятся операции на окружение. Практически непрерывно идут окружения.
Складывается впечатление, что войсками хунты командуют враги хунты, поскольку они целенаправленно громят собственные войска, подставляя их под удар. В итоге в значительной степени людской потенциал войск хунты исчерпан, а по техническому оснащению армия Донецкой народной республики уже сопоставима, если даже не превосходит противника.
— А как у войск хунты поставлена служба тыла, налажено ли снабжение?
— Служба снабжения у них поставлена так же — из рук вон плохо. Ведь не является тайной то, что личный состав войск Украины испытывает огромные трудности с продовольствием, с обмундированием, даже с боеприпасами, если судить по интенсивности обстрела. Например, батарея «Акаций» за минуту выпускает 48 50-килограммовых снарядов. За десять минут она выпустит 480 снарядов. Воронка от такого 50-килограммового снаряда бывает глубиной порядка двух метров, в диаметре — порядка шести метров. Снаряд, попавший в дом, его сотрет с лица земли. Где мы видим стертые с лица земли находящиеся вблизи опорные пункты армии ДНР? Где мы видим хотя бы даже уничтоженные поселки в течение короткого срока? Этого нет. То есть даже поставка боеприпасов в войска хунты организована очень плохо.
— Как русская армия в 1915 году?
— Скорее, в 14-м. Это где-то там, в столице, командуют парадом, а на фронте — безнадега. Все-таки сейчас у хунты еще намного хуже. Я, наверно, не нашел бы в истории случая, который можно сравнить с командованием войск хунты. Это просто беспрецедентная военная история идиотизма.
— Может быть, там действительно главная проблема в морально-политическом и психологическом состоянии?
— Я думаю, важно, как комплектовалось командование. Напомню, что хунта пришла на фоне проамериканского и под контролем американцев путча — государственного переворота. Причем они пришли на волне оплевывания и осквернения всей истории Украины, когда она была в составе Российской империи и Советского Союза. На фоне оплевывания и осквернения всех принципов строения военной организации Украины. Они ставили на колени бойцов «Беркута» — мы все это помним.
Естественно, подготовленные люди, подготовленные по-настоящему, верные присяге офицеры и генералы служить таким выродкам не захотели. Многие настоящие профессионалы перешли на службу к России. Главнокомандующий военно-морскими силами Украины перешел на сторону России. Таких генералов и адмиралов много. А на смену им пришли политиканы, авантюристы, политические и военные. Просто спекулянты, которые к военному искусству никакого отношения не имеют. У них единственное искусство — оказаться в нужном месте в нужное время, кому надо — угодить, кому надо — дать. И все желания таких военачальников, всей этой публики — личная выгода. Естественно, вести сложные боевые действия, особенно связанные с противопартизанской борьбой, взятием городов, решать задачи снабжения, детальной организации разведки они просто не в состоянии.
Кроме того, там играет ключевую роль жадность. И эта жадность особенно усиливается от понимания, что это ненадолго. Они разворовывают все. Венгрия поставила Украине порядка сотни танков Т-72 старых образцов. У них боевые возможности незначительные, но все же их можно было бы там использовать. Они их поставили по стоимости десять процентов от рыночной цены. Но в украинскую армию они были поставлены через промежуточную фирму, по всей видимости, Коломойского или еще кого-нибудь, кто связан с этим делом, по полной рыночной цене. Кто-то 90 процентов цены из украинского бюджета положил себе в карман. А сколько данных приходит о некачественных и неэффективных, недееспособных бронежилетах! Сколько прошло информации о том, что продовольствие не поставляется… Даже в батальоны Коломойского приходит заплесневелый хлеб. Естественно, в таких условиях воевать очень сложно.
— Насколько вероятен стратегический контрудар войск Новороссии? Возможен ли поход на Киев?
— Этого делаться не будет, естественно. Сил для этого сейчас нет. Ближайшая оперативная задача сил Новороссии, судя по сообщениям, — это закрепление большого плацдарма на побережье Азовского моря и взятие двух ключевых городов. Дальнейшей задачей, вероятнее всего, будет деблокада Крыма.
— Запорожская и Херсонская область?
— Да. Но прежде чем идти туда, я не исключаю, что руководство Новороссии после деблокады Луганска примет решение обеспечить выход на границу с Белоруссией. Таким образом будет обеспечена сплошная зона от Белоруссии до Азовского моря и граница с Российской Федерацией, полностью контролируемая Новороссией.
— Сезонный фактор: наступление осени, дожди, распутица, — может повлиять на военную ситуацию?
— Естественно, на характер боевых действий это повлияет, и очень существенно. И в первую очередь это скажется, конечно, на боеспособности войск хунты. Потому что они отличаются исключительно низким моральным потенциалом, в отличие от сил Новороссии. Войска Новороссии выдержат эти проблемы, к тому же гуманитарная помощь со стороны России позволить выдержать эти проблемы и жителям Новороссии.
У Новороссии служба тыла налажена. Если бы у них не было службы тыла и снабжения, не было бы успешных наступлений. У войск хунты в осенне-зимнее время ситуация будет намного тяжелее. Во-первых, начнутся более серьезные и глубокие проблемы с провиантским обеспечением. Вероятнее всего, возникнут проблемы с топливом. Но самое главное — начнутся первые признаки гуманитарной катастрофы центральных и западных регионов Украины. И уже обеспечить мобилизацию личного состава для войны в значительной степени будет невозможно. В этих районах, вероятнее всего, начнутся массовые выступления, переходящие в восстания против действующей власти.
Предпосылки к тому уже есть сейчас. Некоторые батальоны Коломойского, Яроша собираются или уже двинулись на Киев, и там уже возобновляется Майдан. Уже появился и лидер нового Майдана — Тимошенко, которая ждала своего часа. Есть и военный лидер Майдана — Ярош. Он сейчас использует деньги Коломойского для создания своей военной силы. И многие думают, что Ярош безусловно подконтролен Коломойскому. Сейчас он его слушает. Однако когда изменится политическая ситуация, он будет в числе первых, кто этого Коломойского расстреляет, если он не успеет сбежать с Украины, как и другие олигархи. Потому что Ярошу эти олигархи, которые сейчас сидят на Украине и правят бал, мешают. Он хочет взять власть. Тимошенко в значительной степени потеряла свой экономический потенциал, а Ярош никогда его и не имел. Получив политическую власть, они захотят получить и экономическую. Поэтому будет национализация, как минимум, а как максимум — просто захват собственности олигархов. Многие из них поплатятся и жизнью, скорее всего.
— Уже сейчас возникают конфликты между частями правительственной армии и батальонами олигархов?
— Там уже давно имеет место этот конфликт. Ведь среди потерь, которые измеряются многими тысячами убитых, значительная часть убита не в боях с ополчением, а расстреляны батальонами Коломойского, наемниками, которые в значительной части исполняли роль заградотрядов, заставляя этих бойцов идти в бой. Тех, кто отказывался, в массовом порядке расстреливали.
Я встречался со многими людьми из Луганска и Донецка. Они рассказывают, как неоднократно находили захоронения по 80, 100, 120 человек, просто расстрелянных. Там просто выкапывали экскаватором ямы и сваливали их туда. И делали это батальоны Коломойского.
— Когда могут закончиться эти военные действия и самоуничтожение украинцев?
— После того, как в центральных и западных регионах Украины начнется восстание против хунты. А начнется это восстание против Порошенко и олигархата с момента, когда на Украине возникнет ситуация гуманитарной катастрофы. Ориентировочно, это произойдет с конца октября до декабря, когда скажется отсутствие газа, угля. Возникнут проблемы, связанные с ассоциацией с Евросоюзом, когда целый ряд продукции просто нельзя будет выпускать.
Плюс из-за разрушенных связей перестанут поступать средства из России. И не только это. Все это приведет к тому, что на Украине появится огромная армия безработных, которым просто нечего будет есть. Это все взрывной потенциал, который сработает. Порошенко, кстати, это хорошо понимает. Порошенко понимает, что он стал президентом катастрофы и ее черты уже проявились.
— Его расстреляют или повесят?
— Я не знаю, что с ним будет. Все будет определяться конкретной ситуацией. Но диапазон может быть широкий. От судьбы Януковича, если сбежать успеет… Бежать-то ему есть куда — в США. До судьбы Бенито Муссолини и Муаммара Каддафи.
Беседовал Саид Гафуров
http://www.pravda.ru/
- amazonS3_cache: a:5:{s:57:»//aviacity.eto-ya.com/files/2014/09/opolchency-v-boyu.png»;a:2:{s:2:»id»;i:3233;s:11:»source_type»;s:13:»media-library»;}s:65:»//aviacity.eto-ya.com/files/2014/09/opolchency-v-boyu-300×194.png»;a:2:{s:2:»id»;i:3233;s:11:»source_type»;s:13:»media-library»;}s:55:»//cdn.eto-ya.com/aviacity/2014/09/opolchency-v-boyu.png»;a:2:{s:2:»id»;i:3233;s:11:»source_type»;s:13:»media-library»;}s:63:»//cdn.eto-ya.com/aviacity/2014/09/opolchency-v-boyu-300×194.png»;a:2:{s:2:»id»;i:3233;s:11:»source_type»;s:13:»media-library»;}s:58:»//aviacity.eto-ya.com/files/2014/09/opolchency-v-boyu.png&»;a:1:{s:9:»timestamp»;i:1732242810;}}