AVIACITY

Для всех, кто любит авиацию, открыт в любое время запасной аэродром!

28 ноября 1991 года. Первый полёт ГЛА «Холод»

Этот день в истории:
В конце 70-х годов в СССР была активизирована тематика реактивных двигателей на природном газе и водороде. А особенности их сгорания породили интерес и к гиперзвуковым прямоточным двигателям, в т.ч. криогенным. И в 1979 году были начаты работы по созданию гиперзвуковой летающей лаборатории. Интересовали огромные скорости и высоты, поэтому в качестве разгонного аппарата была использована самая большая в мире ЗУР комплекса С-200. На тот момент ничего лучшего для разгона в атмосфере не было.
Вместо боеголовки на ракете разместилась гиперзвуковая летающая лаборатория «Холод» (конечно, беспилотная) с осесимметричным ГПВРД Э-57*, работавшем на жидком водороде.
Первый полет состоялся 28 ноября 1991г. на знаменитом полигоне Сары-Шаган. Всего летающая лаборатория поднималась в воздух (на высоты 25-35 километров) семь раз, из них пять раз запуском двигателя. Максимальная скорость, достигнутая гиперзвуковой системой «Холод» составила 1855 м/с, что соответствует числу Маха М=6,49. При этом, после остановки двигателя по выработке топлива — двигатель еще сохранял очень приличный ресурс, так что можно было бы и еще, — если бы потребовалось. Но не потребовалось… Рекорд показал, что интереснее не осесимметричные ГПВРД, а плоские, они же и более удобные для компоновки летательных аппаратов
Однако, усилия не пропали напрасно. Не считая того, что Э-57 был первым в мире гиперзвуковым двигателем на водороде, так еще и собранные в результате данные с удовольствием покупали американцы и французы. Более того, последние три запуска они же в заметной степени и финансировали. Впрочем, и у нас дела на месте не стоят — с начала 2000-х ведутся активные работы по программе «Игла» (ГЛЛ-ВК), второму поколению гиперзвуковых лабораторий. Первый полет должен был состояться в 2005 году, но каково состояние дел сегодня — сказать не могу.
_________________________________________________________________________________
* — ГПВРД Э-57 состоит из осесимметричного трехскачкового воздухозаборника, коаксиальной камеры сгорания и кольцевого сопла небольшой степени расширения. Обечайка и центральное тело образуют кольцевую камеру сгорания со специальным профилированием по длине. На стенках камеры размещены три пояса подачи водорода. Первый пояс подачи с нишевым стабилизатором пламени расположен на центральном теле. Здесь водород подается в камеру сгорания через 42 отверстия диаметром 1,7 мм. Второй пояс со ступенчатым стабилизатором пламени расположен на обечайке, третий пояс с нишевым стабилизатором – на центральном теле. Во втором и третьем поясах также имеются по 42 отверстия, но диаметром 2,1 мм. В этих поясах установлены стандартные авиационные свечи электрической системы воспламенения.
Камера сгорания имеет регенеративную систему охлаждения. Жидкий водород из бортовой емкости проходит по каналам в стенках обечайки и центрального тела, охлаждает огневые стенки, направляется через заслонки регулятора в пояса подачи и далее – через 126 упомянутых отверстий – в полость камеры сгорания. Напряженность режима работы камеры сгорания достаточно полно характеризуется двумя цифрами: температура стенок достигает 1200К, а водород, первоначально жидкий, охлаждая камеру сгорания, нагревается до 1000К.
На стенках воздухозаборника, центрального тела и обечайки размещены 68 отверстий для измерения давления в проточном тракте и 25 хромель-алюмелевых и хромель-копелевых термопар, предназначенных для измерения температуры стенки. Кроме того, 20 термопар различного типа установлены в тракте охлаждения, магистралях подачи и бортовой емкости водорода. Бортовая емкость для жидкого водорода состоит из внутреннего сосуда и наружного кожуха, связанных между собой опорами по торцам. В пространстве между ними создано разрежение с остаточным давлением менее 102 мм рт.ст. для термоизоляции внутреннего сосуда. Бортовая емкость, созданная специально для ГЛЛ «Холод», прошла большой объем автономной отработки и без замечаний работала в проведенных полетах.
Прошивая звуковой барьер

Прямым продолжателем работ, начатых в программе «Холод» является летающая лаборатория «Игла» (Исследовательский Гиперзвуковой Летательный Аппарат). Первые упоминания об этом проекте появились еще в 1997 году, а макет впервые представили публике на салоне МАКС-99. В очередной раз в работе над проектом участвуют сразу несколько конструкторских бюро, но координацию программы и основные работы по-прежнему ведет ЦИАМ. Заданием на «Иглу» определялась скорость в пределах М=6-14 и на высотах от 25 до 50 километров. Кроме того, новая летающая лаборатория должна была иметь значительно большую продолжительность самостоятельного полета, чем «Холод» – 7-12 минут. Выводить на нужную высоту и разгонять «Иглу» до скорости включения двигателя должна была ракета-носитель «Рокот», созданная на базе межконтинентальной УР-100Н.

Однако есть все основания полагать, что первый полет ГЛЛ «Игла» в середине 2000-х так и не состоялся, хотя и планировался. Или же «Игла» полетела, но работы засекретили. Во всяком случае, макет летающей лаборатории регулярно демонстрируют на различных выставках авиационной и двигательной направленности, а о ходе программы не говорят. Аналогичным образом обстоят дела с рядом других аналогичных проектов – макеты есть, данных нет. Неизвестно, почему ЦИАМ до сих пор не запустил «Иглу» или скрывает факт пуска. Остается только строить догадки, связанные со сложностью освоения новых технологий или внезапно постигшей проект секретностью.

http://topwar.ru/

Category: Статьи