В военно-историческом музее Страны восходящего солнца находится записка, автор которой отмечает, что судьба Японии в его руках и потомки должны жить лучше, чем он и его товарищи. Ее написал лейтенант императорской авиации Шунсуке Томиясу.
Хотя такие записки со схожим содержанием оставлял любой летчик-самоубийца перед последним полетом. Они служили своеобразным заветом. Однако, в соответствии с обычаем, пилоты должны были как оставлять записки, так и взять с собой некоторые вещи. Какие именно – рассказано ниже.
Меч самурая
Клинок являлся неизменным спутником истинного бойца Страны восходящего солнца. Хотя в настоящее время трудно сказать, какое конкретное холодное оружие брали – поскольку обычаи самураев подразумевали эксплуатацию разнообразных клинков, включая те, что предназначены для обрядов, в зависимости от обстановки. Холодное оружие, которое пилоты-камикадзе брали в заключительный рейс, разумеется, погибло вместе с ними, а изображения смертников на фото встречаются нечасто и несут мало информации. В своих последних стихах летчики часто говорят о кусунгобу (в России этот клинок больше знают как танто), но, по мнению автора произведения «Камикадзе: пилоты-смертники. Японское самопожертвование во время войны на Тихом океане» Ю. Иванова, это, вероятнее всего, лишь литературный способ приукрасить действительность. Танто если и брали с собой, то крайне редко. Дело в том, что в 1944-1945 гг. индустрия Страны восходящего солнца была чересчур истерзана сражениями, чтобы тратить металл и промышленные мощности на выпуск церемониального или обрядового оружия. Кроме того, на фотографиях смертники изображены в основном со стандартными боевыми клинками син-гунто.
Повязки и пояса
Японские летчики-смертники обязательно брали в последний полет хатимаки. Это наименование головной повязки белого цвета с нарисованным на ней красным кругом, означающим дневное светило. Как правило, на подобной повязке писали патриотические фразы («Победить любой ценой!», «Семь жизней за императора!» и т.п.). Так называемым «поясом тысячи стежков» (сэннинбари) владел не каждый. Данный церемониальный дар заранее готовили для пилота его сестра, мать либо невеста. Женщины отправлялись на улицы и просили случайных японок – желательно молодых девственниц – сделать стежок на сэннинбари. Даже в течение 2-3 мес., требующихся для обучения летчиков-смертников, не каждой женщине получалось набрать необходимое количество стежков на поясе.
Талисманы и амулеты
Р. Иногути и Т. Накадзима в своем произведении «Божественный ветер» отмечают, что пилоты-камикадзе брали с собой разные обереги. Это делалось, чтобы призвать удачу. Речь шла не о выживании после самоубийственной атаки. С помощью талисманов смертники рассчитывали быстрее отыскать цель и исполнить миссию, данную им свыше. Как правило, амулеты им присылали родственники, приобретавшие их в буддистских и синтоистских храмах. В качестве талисманов выступали воздушные змеи, куклы, фигуры журавлей, свитки с молитвами и проч.
Супруги-камикадзе
Упоминаются случаи, когда смертники захватывали в последний полет останки либо волосы своих детей, родных либо товарищей, которые хотели пойти в камикадзе, но умерли раньше. Считалось, что летчик так исполняет мечту покойного. Однако наиболее интересный случай состоялся уже после окончания Второй мировой. Отряд смертников, которые не хотели мириться с разгромом Японии, решили по собственной инициативе отправиться в последнюю атаку. По словам Ф. Шермана в труде «Война на Тихом океане. Авианосцы в бою», один из пилотов, Т. Тенифуджи, взял свою супругу Асако. В течение многих лет данная история считалась красивым преданием. Однако ее правдивость была доказана представителями армии Страны восходящего солнца в 1957 г. В итоге семьям четы выдали документы о смерти Тецуо и Асако и вручили финансовое возмещение.
Источник: https://militaryexp.com/
- wpl_enable_sidebar: true