AVIACITY

Для всех, кто любит авиацию, открыт в любое время запасной аэродром!

Почему самое время остановить украинскую войну

Украина продолжает постепенно терять позиции в идущей вокруг Донбасса информационной войне. Западным СМИ и экспертам все тяжелее поддерживать страну, которая бомбит города и находится на грани финансового краха
Сюжеты

Эксперты Организации Объединенных Наций выпустили свои данные относительно гуманитарной катастрофы, разворачивающейся на юго-востоке Украины. Так, по данным ООН, с середины апреля по 22 июля на Украине в зоне АТО погибли минимум 1 тысяча человек, значительное число объектов инфраструктуры было разрушено. Около 100 тысяч человек с Восточной Украины и Крыма стали вынужденными переселенцами (их число увеличивается ежедневно на 1200 человек) , а еще 142 тысячи украинцев в течение последних 7 месяцев обращались в России за статусом беженца.
Также в ООН фактически опровергли заявления украинских властей о том, что ополченцы исключительно сами обстреливают свои города — сотрудники организации подтвердили неоднократные факты использования украинской армией артиллерии и авиации для бомбежек населенных пунктов Донбасса. Досталось от сотрудников ООН и ополченцам — так, в докладе сказано о сотнях жителей региона, которые были похищены «вооруженными структурами». В целом, исходя из данных доклада, получается, что представителей обеих сторон ждут в Гааге. «Все возрастающее число жертв и разрушение гражданской инфраструктуры могут, в зависимости от обстоятельств, считаться нарушением международного гуманитарного права», — предупредила верховный комиссар ООН по правам человека Нави Пиллай.

Эксперты ООН также подтвердили плачевное состояние украинской экономики — и вина в этом уже лежит исключительно на украинском правительстве. За первые шесть месяцев текущего года официальный уровень безработицы вырос до 9% (в реальности число безработных больше, поскольку, по словам вице-премьера ДНР Андрея Пургина, в официальных данных не учитывают тех, кого не перевели на неполную рабочую неделю, а также тех, кто живет в сельской местности). Доля не имеющих работы женщин составляет 52,2%. Высоки и показатели безработицы среди молодежи, достигающие 42,3%. Параллельно инфляция достигла 16%, а тарифы на коммунальные услуги выросли в среднем на 30%.
Более того, Украина рискует остаться и без очередного транша кредита от МВФ — напомним, что депутаты провалили законопроекты по секвестру бюджета и внесению тех изменений в действующее законодательство, которые требовал Фонд. Вернувшийся к работе премьера Арсений Яценюк (президенту Петру Порошенко, по всей видимости, все-таки удалось убедить Яценюка остаться пока на посту премьера) заявил, что международные финансовые институты дали Украине еще один шанс принять эти законы — для этого 31 июля созывается внеочередное заседание Верховной Рады. «Я обращаюсь ко всем народным депутатам, независимо от политического цвета и желания выиграть на предстоящих парламентских выборах, прийти в четверг в Верховную Раду Украины и проголосовать за те законы, которые необходимы украинскому государству», — заявил премьер.
Очевидно что в этих условиях денег на восстановление Донбасса после войны не будет. Между тем, уже сейчас восстановительные работы на востоке Украины оцениваются в почти в 900 миллионов долларов — и это еще до начала масштабных наступлений на Донецк и Луганск, которые, весьма возможно, будут сопровождаться самыми серьезными бомбежками с начала войны. Конечно, силам АТО проще было бы осадить столицы обеих республик, но у них есть максимум месяц на завершение военной операции — потом не будет ни денег, ни политической воли.
Что касается самой операции, то пока что она продвигается со скрипом. Победные реляции Киева о взятии ключевых опорных пунктов ополченцев (Горловки, Шахтерска и Саур-Могилы) пока не подтверждаются, тогда как сами украинские подразделения несут серьезные потери. Так, только батальон «Айдар» признался в потере 23 бойцов лишь за сутки 27 июля — они проводили операцию в районе населенного пункта Лутугино под Луганском. Значительная часть украинских военных не понимает, за что они воюют и почему, они недовольны низким уровнем снабжения и озвученной Минфином страны перспективы остаться с 1 августа вообще без зарплаты. Поэтому число дезертиров из действующей армии растет. Ополченцы всячески пытаются стимулировать этот процесс, и говорят о том, что никто в ДНР и ЛНР в дезертиров стрелять не будет.

Так, министр обороны ДНР Игорь Стрелков приказал «не открывать огонь по группам или одиночным военнослужащим украинских вооруженных сил, поднявших белый флаг или обозначившим свое намерение сдаться иным способом. После разоружения и досмотра на предмет наличия оружия, таких лиц пропускать через свои боевые порядки, сосредотачивать на специальных сборных пунктах для последующей отправки в глубокий тыл под охраной». Дезертирам и военнопленным, «не совершившим тяжкие преступления в процессе боевых действий на территории Новороссии» ополченцы предложили несколько вариантов на выбор: вернуться к своим семьям на Украине, вступить в ряды ополчения ДНР или же быть отправленными на территорию России в качестве временно-интернированного лица.
Сама Россия, по всей видимости, готова принимать украинских военнопленных и даже лечить их. Москва, помогая ДНР и ЛНР, продолжает официально занимать в украинском конфликте позицию благожелательного нейтралитета в отношении ополченцев, и на прошедшем 28 июля брифинге для прессы министр иностранных дел России Сергей Лавров еще раз заявил, что он не понимает, какого изменения политики в отношении Украины от него требуют. «Что бы ни делалось Россией в пользу запуска переговорного процесса, наталкивалось на противодействие нового украинского руководства, которое ощущало и ощущает практически безоговорочную поддержку наших американских коллег. Вот в чем загвоздка», — пояснил глава российского МИД.

Учитывая, что Москва выступала и выступает за территориальную целостность Украины (на основе федерализации и без Крыма), политика может измениться лишь в двух направлениях, оба из которых невыгодны ни для России, ни для Запада. Так, Кремль может полностью отказаться от поддержки ополченцев и тем самым допустить гуманитарную катастрофу возле своих юго-западных границ, не говоря уже о массовых акциях протеста в самой России. При этом в Москве четко отдают себе отчет в том, что нынешний украинский проект является по сути антироссийским, и его надо так или иначе корректировать.
«Был собран Майдан. По мере его развития стало ясно, что это – действительно геополитический проект, нацеленный на то, чтобы освоить украинское геополитическое пространство – причем сделать это в ущерб интересам России, в ущерб интересов русских и русскоязычного населения самой Украины», — пояснил Серей Лавров. Либо есть другой тоже не лучший вариант, по которому Россия может перейти от сдержанной поддержки к полномасштабной миротворческой операции на Донбассе, за которыми последует очередное обострение отношений между Россией и Западом и, весьма вероятно, новые санкции. Россию к нему упорно подталкивают, и самый большой вопрос теперь в том, что случится раньше — наступит экономический и имиджевый коллапс украинского политического проекта или закончится терпение у Владимира Путина. Пока что, судя по развивающимся событиям, более вероятен первый вариант.

Геворг Мирзаян «Expert Online»

Category: Украина