Прибалтика возле России, любит Америку, старается быть Европой и ненавидит РФ. Куба возле США, любит Россию, терпеть не может янки и стоит особняком в Латинской Америке
Куба Л
«Остров Свободы» — называют свою страну кубинцы. Так оно и есть – на Кубе свободно можно курить где угодно, в ресторанах, в лобби, в номере гостиницы. Как старый курильщик, я ставлю эту свободу выше многих других свобод.
Впрочем, кубинцы сегодня курят не больше, а то и меньше, чем русские, хотя они по-прежнему делают свои замечательные сигары и активно стараются продать их туристам.
Я приезжаю на Кубу раз в несколько лет, и вижу, что медленно, но меняется жизнь на острове. С уходом Фиделя Кастро на пенсию тут пошла было перестройка, и в Майями, Флорида, где живет множество эмигрантов с Кубы, заговорили о «конце кубинского эксперимента» и о возвращении в американский лагерь. Но этот тренд, если он даже и был, пропал, ушел в страну прошлогодних трендов после недавнего визита президента Путина.
Путин произвел большое впечатление на кубинцев. «Он старый друг Фиделя», — сказали они. Старый команданте и русский президент встречались, по-моему, только раз — в 2000 году, но в устах кубинцев это бесспорно высшая похвала иностранному политику. Есть в этом символика передачи эстафеты, факела освобождения человечества от американского гнета. Навряд ли это понимал молодой В.В. Путин пятнадцать лет назад – но история учит многому.
Тогда Фидель еще правил, но он уже несколько лет как избрал себе ремесло колумниста. Его колонка появляется в газете «Гранма», ее переводят на английский, иногда и на русский. Я ее часто читаю, и обычно соглашаюсь. Его две последние колонки – на те же темы, что и у вашего колумниста и с примерно тех же позиций. Фидель осудил военные преступления израильтян в Газе, и осмеял попытки Запада навесить сбитый «Боинг» на Россию.
Кубинцы любят Россию и русских. У каждого второго в запасе несколько русских слов и рассказ о дяде или отце, учившемся в Киеве или Самаре. Им удалось преодолеть разочарование, возникшее в девяностых, когда Горбачев, а затем Ельцин отреклись от Кубы и бросили своего боевого союзника на произвол судьбы. Тогда кубинцы затянули пояса, ели рис и бобы, но не отказались от социализма.
Здесь нет олигархов, и на огромных винтажных американских машинах гоняют таксисты. Министры ездят на старых «Ладах», в лучшем случае – на маленьких корейских машинках. Нет очень богатых и очень бедных. Все кубинцы получают бесплатное образование, включая университет, и пользуются бесплатной медициной – лучшей в мире, считают кубинцы. Даже пересадку сердца и излечение рака выполняют кубинские врачи совершенно бесплатно. Продолжительность жизни – самая длинная в регионе, преступность – самая низкая, количество убийств – на европейском уровне. Красивый, хорошо образованный народ населяет остров.
Куба – не рай, но тут живут лучше, чем в других странах региона. То есть богатые всюду живут лучше, но для небогатых людей на Кубе лучше, чем на Ямайке, Гаити, в Панаме или Венесуэле. Хорошие люди в Латинской Америке и в Европе любят Кубу, видят в ней возможный, пока не состоявшийся альтернативный путь развития.
Зачем кубинцам социализм
«Знаешь, зачем нам нужен социализм, почему мы устроили революцию? – спрашивает Рауль лукаво. – Чтобы женщин не потерять. Кубинские женщины – самые красивые на планете…»
Рауль — старый революционер, из первых «барбудос» — бородачей, воевавших в горах Сьерры вместе с Фиделем. Сейчас ему за восемьдесят, он с трудом сводит концы с концами на свою крохотную пенсию и все еще водит зеленый «Москвич» 1975 года выпуска.
— Ну, скажем, среди самых красивых – перебиваю его я. Кубинки на самом деле прекрасны и источают соблазн, но не свет же клином!..
— Не спорь, — говорит Рауль. – Куба была триста лет центром испанских владений в Америке, здесь оседали самые красивые женщины и самые смелые мужчины. США близко, в ста милях. Денег там много. Янки сюда приезжали, им доставались наши девчонки. Превратили Кубу в бордель…
— Да, об этом писали Маяковский и Евтушенко…
— После революции наши девчонки достались нам, и янки больше не могут их покупать. Поэтому они так на нас злятся!
— Знаешь, в России эту проблему решили по-иному — сказал я. – В 1990-м русские девчонки пели «Американ бой, возьми меня с собой», но через несколько лет они уже предпочитали своих русских парней, а на визитеров из Америки и смотреть не хотели. Русские парни стали богаче и шикарнее американцев…
— У нас на Кубе собственный путь, — говорит Рауль.
Это правда — самое тяжелое время прошло, Куба получает помощь от Венесуэлы и Бразилии, нефти хоть залейся – но Куба осталась особенной. Не такой крутой, как Бутан, где вообще телевидение запрещено, и все же.
Интернет или ром?
На Кубе легко отделаться от пагубной привычки к интернету и мобильному телефону. Час интернета стоит как бутылка хорошего рома, звонок по мобильнику – как коктейль в баре. Можно сказать, что ром тут дешевый, а интернет – дорогой. Наверное лучше так, чем наоборот – но очень непривычно. Общественного транспорта практически нет, кроме набитых битком редких автобусов. Мало машин – они запредельно дороги. С другой стороны, на Кубе нет пробок. Улицы и шоссе можно перейти в любое время в любом месте, не боясь наезда.
Мальчики и девочки дружат на набережной, на знаменитом Малеконе, до ранних утренних часов. Им не надо ходить на дискотеку или в ночной клуб – они могут петь, танцевать, пить и ухаживать прямо под теплым южным небом. Удивительно, что при всей сексапильности и свободе на Кубе очень низкая рождаемость – в большинстве семей только по одному ребенку.
«С милым рай и в шалаше – но детей в шалаше рожать не хочется», — говорят мне Мануэль и Габриэла, внучка Рауля. Им по 25 лет, недавно поженились, любят Кубу. Они надеются, что Россия даст толчок развитию острова. «Слишком медленно идет прогресс на Кубе. Работы нет, перспектив нет, промышленности нет. И совсем нет денег».
Американские санкции
Большая часть проблем Кубы связана с санкциями, санкциями жестче, чем те, которые сейчас грозят России. Куба не может продавать свои отличные сигары в США, американские туристы не могут отдыхать на острове, США карают любой европейский банк, любую европейскую компанию, которая ведет бизнес на Кубе. У кубинцев зуб на Америку, и не без оснований.
Куба попала под американские санкции пятьдесят лет назад. Она не покорилась, но «грязная война» стоила ей очень дорого. К слову о донецком лайнере, в 1976 году ЦРУ организовало теракт на борту кубинского авиалайнера, выполнявшего рейс 455 из Барбадоса в Ямайку. Все 73 пассажира погибли. Исполнители теракта были схвачены, их судили в Венесуэле, где они признали свою вину и получили по двадцать лет. Они вышли из тюрьмы гораздо раньше. Но главный организатор Луис Посада Карильо, бывший агентом ЦРУ и главой проамериканской контрразведки в Венесуэле, бежал из тюрьмы в США, где и живет по сей день, если не умер. Он практически признался в своей роли в книге, опубликованной в Америке в 2005 году.
США отказались выдать его Кубе или Венесуэле “потому что там его могли подвергнуть пыткам”. Смешное объяснение – США специально доставляло своих пойманных врагов в Египет Мубарака и Ливию Каддафи, чтобы их там могли пытать невозбранно. Куба не практиковала пытки – в отличие от США, где президент Обама признал на прошлой неделе, что пытки применялись до последнего времени.
Американские агенты подбрасывали бомбы в кубинские отели в 1997 году, пытались вести бактериологическую войну, отравить Фиделя ядовитой сигарой… Это не измышления кубинцев – обличающие ЦРУ документы были обнародованы в США в соответствии с законом о свободе информации. США продолжает незаконно удерживать часть территории Кубы – базу Гуантанамо, превращенную в страшную тюрьму. Кубинское правительство отказывается брать плату за базу, чтобы никто не мог сказать – они, мол, согласились.
Нужные для жизни средства кубинцы были вынуждены тратить на оборону перед лицом непрестанной агрессии с севера. 3500 кубинцев были убиты и 2000 ранены американцами и их агентами. Те, кто возмущается российским «вмешательством» на Донбассе, почему-то никогда не обронят и слово по поводу американского вмешательства в Латинской Америке, и в первую очередь на Кубе.
Суд Гаваны при участии международных экспертов присудил Кубе сто девяносто миллиардов долларов за ущерб, причиненный агрессией Соединенных Штатов, и еще сто двадцать миллиардов долларов за ущерб, причиненный экономическими санкциями. Итого триста миллиардов долларов 2000 года, которые американцы так и не отдали.
Россия могла бы помочь Кубе взыскать эти деньги – а заодно и погасить пятьдесят миллиардов, присужденных олигархам «Юкоса» голландским судом. Чем голландский суд лучше кубинского? Если такие судебные решения приемлемы, то и кубинское решение нужно исполнить.
Перестройка
За последние два года на Кубе идет своего рода перестройка. Теперь люди могут покупать машины и дома, открывать малый бизнес. Многие пошли в туристскую индустрию, где не нужны большие средства для открытия бизнеса. Раньше туристы были отделены от кубинцев незримым барьером – правительство и партия боялись их «тлетворного влияния». Поэтому кубинцы не могли останавливаться в тех же гостиницах у моря, что и интуристы. Сейчас это ограничение снято. Но народ не очень-то доволен результатами этих реформ.
«Что больше всего мешает вам жить?» спрашиваю я. «Два песо», отвечают Мануэль и Габриэла. Речь идет о двух параллельных валютах острова, «деревянном песо» и «валютном песо». Зарплату люди получают «деревянными», но большую часть вещей можно купить только на валютный песо, примерно равный доллару.
Опытный врач, учитель, ученый, инженер, офицер получает семьсот песо. В советские времена такая сумма позволяла жить достойно. Но сегодня семьсот песо – это около тридцати валютных песо, тридцать долларов. Хозяин валютного ресторана или валютной гостиницы зарабатывает куда больше в день – а зарплату своим работникам он платит дешевыми «деревянными».
Беда не в том, что возникает неравенство, возрастает пропасть между богатыми и бедными. Это только полбеды. Если хороший врач, профессор, токарь высшего разряда получает в три раза больше начинающего – это нормально.
Беда в том, что сегодня на Кубе, как в России в девяностые, богатыми становятся торгаши, холуи, жулики, а трудяги ученые, врачи, механики не могут свести концы с концами. В результате гибнет наука, попусту тратится огромный наработанный потенциал человеческого развития. Молодежь предпочитает заняться торговлей или бизнесом, а не продуктивно работать.
Вот что мешает молодым кубинцам. Им хочется работать на интересной работе, зарабатывать достойно, выйти из нищеты – но такой опции нет. В тупик зашел кубинский социализм – маленькая страна вроде Кубы не может справиться в одиночку против всей мировой капиталистической системы. Поэтому они рассчитывают на русскую поддержку.
КСТАТИ
Почему Россия списала Кубе 90% ее долга
Вы спрашиваете, чего это ради Россия списала Кубе 90% ее долга на гигантскую сумму 30 миллиардов долларов? Самый простой и очевидный ответ на этот вопрос дал мне Андрей Кортунов, генеральный директор Российского совета по международным делам: «Этот долг невозможно было взыскать ни при каких обстоятельствах. Разговоры о списании велись еще с конца 1980-х годов».
чему Россия списала Кубе 90% ее долга
Списание безнадежного долга – отличный символический жест и вклад в дальнейшее развитие отношений с немаловажной нам страной.
Чем нам важна Куба? В первую очередь, на мой личный взгляд, примером. Начиная с Кубинской революции 1959 года, США объявили этой стране экономическую блокаду. Даже сейчас вы можете поиметь серьезные неприятности на таможне США, если в вашем багаже обнаружат кубинские сигары. Штаты вторгались туда в 1961 году, много раз устраивали попытки покушения на Фиделя Кастро и до сих пор не оставляют попыток дестабилизировать ситуацию. В этих условиях Куба оказалась всецело экономически зависимой от СССР. По некоторым оценкам, ее содержание обходилось нам в 4 млрд. долл. в год. Большинство списанных долгов, кстати, оттуда. Уже в конце перестройки Советский Союз отказался от особых отношений с Кубой. Не возобновляла их и Россия. Казалось бы, у Кубы нет никакого выбора, кроме как вернуться к своему естественному месту в международном либеральном разделении труда, а именно – американскому борделю. Но Куба выстояла и сохранила верность своим принципам и своему строю. Да, живут там люди не богато. Но там нет такого вопиющего социального неравенства, какое существует в странах, попавших под иго либерализма. Для всей Латинской Америки Остров Свободы является символом сопротивления американскому доминированию. Она сохранила передовую медицину и передовое образование; и туда по-прежнему ездят учиться и лечиться люди из разных стран мира.
И вот этот кубинский опыт особенно важен нам сегодня, когда западный мир, Соединенные Штаты, в первую очередь, пугают нас санкциями, грозят мировой изоляцией. «Санкции – это не так уж страшно, — как бы подсказывает нам Куба, — тем более для такой большой и богатой страны, как России. Особенно, если народ и его руководители верят в правоту своего дела».
Еще одна причина, по которой нам важна Куба.
Фидель Кастро не простил ни Горбачеву, ни Ельцину отказа от принципов, ради которых совершалась кубинская революция. Но обида никогда не переносилась на Россию и русских. На Кубе к нам хорошо относятся до сих пор. А иметь друга в далекой Латинской Америке важнее, чем просто делового партнера. Видимо, после визита Путина на континент у нас начнется бурный рост экономических отношений. А Куба может стать очень важным промежуточным звеном в этих связях. Более того, в 2002 году Россия в качестве жеста доброй воли отказалась от базы электронной разведки Лурдес. Поскольку американцы этого не оценили, а отношения наши со Штатами сейчас весьма напряжены, не исключено, что рано или поздно встанет вопрос и о ее восстановлении. Что, понятное дело, тоже лучше делать на дружественной территории.
Не будем забывать и о том, что ни Фидель, ни его младший брат Рауль Кастро, который сейчас фактически руководит государством и которому уже за 80, не вечны. И можно не сомневаться, что в переходный период США сделают все, чтобы организовать там очередную цветную революцию. Иметь на Кубе сильные экономические, политические, идеологические, культурные, человеческие позиции чрезвычайно важно, если мы хотим, чтобы Куба оставалась дружественным нам государством. А дружба между сильным и слабым в нашем мире дело, конечно, хорошее, но не способное держаться только на коммерческой логике, за нее нужно приплачивать. Так уж этот мир устроен и именно такой урок преподали нам на Украине все те же американцы.
К тому же, наш «первоначальный взнос» в дружбу с Кубой еще и выгоден. 35 миллиардов долл. безнадежного кубинского долга на бумаге конвертировались в 3,5 миллиарда живых денег, которая она готова нам выплатить. Вот вам и стартовый капитал для развития отношений. Тем более, что в последнее время на Кубу пошли инвестиции и китайские, и европейские, и латиноамериканские. Следовательно, рынок становится привлекательным и для наших компаний на нем тоже найдутся выгодные ниши.
Так что давайте исходить из того, что мы не потеряли 30 миллиардов долл., вернули друга и приобрели 3,5 миллиардов.
Исраэль ШАМИР