Варшава собирается разрешить иностранным войскам проводить военные операции на территории Польши в мирное время. Причем, речь идет не только об учениях.
Новые правила предусматривает новый законопроект, принятый на днях правительством страны, который значительно упрощает процедуру ввода и размещения союзнических армейских подразделений на польских землях. Официально — для укрепления вооруженных сил Польши.
Вместе с тем, как пишет местное информационное агентство РАР — на него ссылается РИА «Новости» — документ предполагает, что иностранные войска смогут осуществлять превентивные, «сдерживающие или требующие применения сил высокой готовности» действия на суше и в воздушном пространстве Польши.
И если ранее замминистра национальной обороны Томаш Шатковский сокрушался: даже в случае непосредственной военной угрозы, выдача разрешения на действия войск НАТО в Польше займёт две недели. То теперь он должен быть доволен. После одобрения новых поправок Сеймом и Сенатом, а также наложения соответствующей резолюции президентом Дудой, срок принятия решения сократится до трех дней.
При этом согласие на действия союзных войск на территории страны будет давать президент по запросу министра обороны. Но с одобрения премьер-министра.
Корректировку законов под чужие армии в руководстве страны объясняют «ухудшающейся ситуацией в сфере безопасности по соседству с Польшей и в других странах Центральной и Восточной Европы». Как отмечается в заявлении информационного центра правительства, «меняющаяся геополитическая ситуация может потребовать незамедлительной поддержки польских вооруженных сил иностранными войсками».
Указаний на какие-то конкретные угрозы нет. Но помня недавние заявления из Варшавы, а также «любимого конька» прибалтийских лидеров и американских генералов, можно догадаться, что «дружить» на театре военных действий (пока виртуальном) они собираются против мифической «российской агрессии».
Но неужели поляки, действительно, искренне верят в эту страшилку и готовы настолько обманываться, что добровольно обустраивают свою страну под военную базу НАТО? Со всеми вытекающими…
— Польша не так проста, как может казаться. Она разыгрывает собственную партию, — уверен директор Центра стратегической конъюнктуры, военный аналитик Иван Коновалов.
— Причем, игра поляков нынешняя где-то сродни турецкой игре: и те, и другие — члены НАТО. Но турки повели себя не слишком умно. Поэтому сейчас их позиция в НАТО достаточно серьезно маргинализирована. Даже американцы пытаются от них дистанцироваться.
Все это, в общем, показатель того, чем является эта организация — Североатлантический альянс. Ее пытаются использовать постоянно. А в последнее время это приобрело просто лавинообразный характер.
«СП»: — Как сюда встраивается Польша?
— У Польши есть совершенно четкая задача, которая, конечно, отличается от турецкой. Но, тем не менее, пробивают они ее с неменьшим упорством.
Поляки, во-первых, хотят быть «номером один» в Восточной Европе. То есть, среди тех стран бывшего социалистического содружества, которые когда-то были членами Варшавского договора, а потом постепенно вступили в НАТО. Для них это важно — страна «номер один» в НАТО. Потому что это означает «друг номер один» США.
Американцы, кстати, с большим удовольствием дают добро польскому правительству на различные политические эскапады. Но при этом не очень замечают, что фактически их уже используют. То есть, это не Америка использует Польшу, а Польша использует США.
Потому что, как только с помощью различных ухищрений поляки добьются, что Польша станет главным местом присутствия американских войск в Восточной Европе — а это на сегодня их главная цель — они смогут диктовать свою политику соседям.
«СП»: — Кому? Странам Балтии?
— Для них Польша давно дирижёр. Но есть еще Венгрия, Чехия, Словакия, которые занимают совершенно другую позицию. Кардинально другую, я бы сказал. При этом они члены Вышеградской группы, где Варшава тоже пытается играть главную скрипку. А в перспективе, вообще, возможно, захочет взять остальных под контроль.
Поэтому цель Польши очевидна. Они используют антироссийскую истерию для того, чтобы набрать очки лично для себя. А всякие там европейские ценности, демократия, натовская солидарность, — все это для них чушь собачья. Что их интересует, так это выстраивание такой конфигурации взаимоотношений с Соединенными Штатами, чтобы американцам некуда было больше деваться — они должны опираться только на Варшаву. Вашингтон должен опираться на Варшаву в Восточной Европе — вот их главная задача.
«Польша от моря до моря» — помните такой лозунг? Польские многие политики его наверняка не забыли. И вот таким образом пытаются выстраивать нынешние взаимоотношения, понимая, что нет серьезных ресурсов, чтобы, скажем так, «жёсткой силой» или «мягкой силой» убедить всех своих соседей в том, что «мы главные!». Но наш «старший брат» — это Соединенные Штаты! И, образно говоря, «я — любимая жена этого господина».
Вот и все.
«СП»: — А чем тут поможет новый закон?
— На самом деле, Польша уже предлагала отказаться от основополагающего акта Россия-НАТО от 1997 года, который запрещает новым членам альянса размещать на своей территории существенные натовские силы на постоянной основе.
«СП»: — Если я не ошибаюсь, эту идею озвучил «на полях» недавней Мюнхенской конференции по безопасности глава МИД Польши Витольд Ващиковский?
— Да. Но НАТО не приняло подобный подход. Потому что там еще остались трезво мыслящие политики, которые понимают, что сейчас есть украинский кризис, сирийский кризис, а когда-то все равно надо восстанавливать взаимоотношения и жить в мире.
А Польша с помощью нового закона как бы обойдет договоренности от 97-го года. Все можно будет делать на двусторонней основе без НАТО. Логика здесь простая: у нас есть закон о присутствии иностранных войск. Значит, мы можем принять решение в течение трех дней.
И если они его принимают, то это уже суверенное право государства Польша. Не в рамках НАТО.
Понятно, какие это могут быть войска — только американские. Априори. Хотя, может, и японские. Конечно, если японцы будут не против. Потому что у них тоже теперь изменено законодательство, и они могут действовать вне пределов своей государственной юрисдикции. Но, на самом деле, только США, у которых есть деньги, могут себе такое позволить.
А размещение американцев на территории Польши — это то самое сближение с Вашингтоном, которого так жаждет Варшава. Кроме того, в Америке ведь очень много поляков и там серьезное польское лобби. И в армии американской я, например, встречал достаточно поляков, которые остаются поляками по духу, по менталитету. Но при этом они американские военные.
«СП»: — Для нас этот «неравный брак» Варшавы и Вашингтона проблема?
— А как же!.. Официально Польша с нашей основной территорией не граничит. Но у нас есть Калининградская область, которая фактически окружена Польшей.
Конечно, хочется надеяться, что, как и любое европейское государство, Польша не склонна к каким-то радикальным или эмоциональным решениям. И все воинственные и антироссийские заявления ее руководства это только риторика. Тем не менее, здесь есть опасность, которой даже сами поляки пока не замечают. Эта риторика уже настолько живет своей жизнью, что может создаться ситуация, когда и все эти глупости по поводу российской угрозы заживут самостоятельной жизнью в политическом руководстве Польши. А это, безусловно, опасно.
«СП»: — Чем?
— Знаете, европейцы давно себя убедили в том, что они люди нормы, процедуры. Что все решается коллегиально, решается демократически. И что не может быть ситуации, когда идеология, эмоции, истерика одержат верх. Они почему-то себя убедили, что это так. А я уверен, что все может быть как раз наоборот. Кто думал, например, что на Украине, где двадцать три года все было спокойно, вдруг народится такой нацистский монстр. До сих пор все в шоке от того, какое нацистское государство оказалось посреди Европы.
А в Польше радикальные настроения сильней. Недавно даже Германия обвиняла Варшаву в диктаторских амбициях. А ведь демократической диктатуры не бывает, как известно. То есть, уже немцы бьют тревогу…
Но американцы — идеалисты. Они в последнюю очередь начинают изучать страну, с которой сотрудничают. Для них это обычное дело. Они не слушают, не видят ничего. Смотрят цифры и договоры. Они не разбираются, что за люди эти союзники, какова история этой страны, как там принимаются политические решения, и что там за политические партии. Для них это вообще никогда не было интересно. Они это в последнюю очередь начинают рассматривать, когда совершают ошибки.
Поэтому, я думаю, Польша будет двигаться в этом направлении и дальше. Вообще, в идеале Варшава, конечно, хотела бы стать союзником номер один США в Европе в целом. Но это невозможно, поскольку есть Германия, Великобритания и Франция. А в Восточной Европе шансы есть.
Единственное, все зависит от того, когда окончательно эта «спайка» произойдет. То есть, когда американцам придется объявить: хотите иметь дело с нами — обращайтесь сначала к полякам.
Свободная пресса