Заключение межведомственных соглашений России и Южной Осетии оказалось заложником политической борьбы в преддверии президентских выборов-2017. Такое мнение EADaily выразил лидер общественного движения «Твой выбор, Осетия» Алан Джуссоев.
Дополнительные соглашения к Договору между РЮО и РФ о союзничестве и интеграции должны были быть заключены к концу января. Но в срок были подготовлены не все документы, в частности, соглашение по силовым структурам. Спор идет о том, останется ли у Южной Осетии своя армия или нет.
Как отмечает Алан Джуссоев, есть мнение «Единой Осетии» — парламентского большинства — о том, что югоосетинская армия должна стать частью российской. И есть мнение исполнительной власти в лице администрации президента и трех других парламентских партий, что этого делать не надо или пока не время.
«Почему не надо или почему рано, звучит не очень внятно. Вместе с тем нет внятной концепции развития Вооруженных сил РЮО во вновь сложившейся геополитической ситуации», — сказал Джуссоев. При этом он отмечает, что образование, деятельность, цели и задачи Минобороны регламентируются Конституцией, Законом о Минобороны и Концепцией национальной безопасности РЮО. Такой документ был принят относительно недавно.
Еще одна сторона этой проблемы — правовая. «Нет такого понятия в юриспруденции — я долго искал прецеденты и не нашел — „включение отдельных подразделений одной армии в состав другой“. Совместная группировка, совместный штаб и планирование задач и операций — это да. Можно делегировать полномочия наших Вооруженных сил Минобороны РФ в лице дислоцированной здесь четвертой военной базы, и таким образом прописать это в соглашении. Такой пример в РЮО есть, это договор об охране границы Южной Осетии с Грузией», — сказал Джуссоев.
«Кому и зачем нужно реорганизовывать и интегрировать Минобороны РЮО в таких формулировках и таких рамках, сказать не могу», — добавил он.
Если интеграция пойдет по такому пути, в Южной Осетии появится армия безработной молодежи. «Куда их трудоустраивать, какие новые профессии им давать, никто не знает, — отметил Джуссоев. — Социальные гарантии и права уже отслуживших, их стаж и пенсии, звания и ордена… Работа в этом направлении пока не ведется. С учетом того, что на руках в РЮО остается большое количество оружия, это может стать большой проблемой».
Своя армия Южной Осетии однозначно нужна, заявил Джуссоев. «С 1989 по 2008 годы РЮО вела борьбу за независимость и самоопределение, на острие этой борьбы всегда были силы самообороны, которые позже переросли в ВС РЮО. За плечами наших ВС: боевые действия с 1990 по 2008 годы, война в Абхазии, война в РСО-Алании. И на все эти вызовы наши ВС достойно и мобильно реагировали. Это наша история, история подвига нашего народа. Это элемент воспитания молодежи и элемент безопасности нашего молодого государства и государственности. До 2008 года Южная Осетия должна была дойти. С 1 по 10 августа 2008 года югоосетинские военные успешно сдерживали натиск грузинских военных формирований, превосходивших наши ВС по численности в десять раз. Своими действиями ВС РЮО фактически подготовили и сохранили плацдарм для вхождения и наступления сухопутных войск Минобороны РФ. Не сделай они этого, жертв среди гражданского населения и среди российских военнослужащих было бы в десятки раз больше», — напомнил Джуссоев.
Он не взялся утверждать, что российская сторона, помощник президента РоссииВладислав Сурков, курирующий отношения с Южной Осетией, настаивает на варианте соглашения по силовым структурам, который предполагает ликвидацию армии РЮО.
«В отсутствии ВС РЮО или их роспуске для РФ нет никакой выгоды. Если говорить о внешних факторах, Россия, признав РЮО, признала в том числе и заслуги ВС РЮО по защите и становлению нашей государственности. Сильная мобильная армия РЮО, имеющая опыт боевых действий, сегодня может осуществлять военные операции в Сирии. Также с учетом межгосударственных взаимоотношений с ЛНР и ДНР югоосетинская армия могла бы помогать в становлении этих государств. Многие бывшие военнослужащие РЮО добровольно выехали в Новороссию для оказания помощи в отпоре агрессии украинского режима. Защита безопасности Южной Осетии — это, в первую очередь, функции ВС РЮО и уже потом ВС РФ. Армия также является институтом формирования общественного мнения в государстве и институтом воспитания молодежи. Я не думаю, что РФ хочет лишить РЮО такого важного института государства и государственности как Вооруженные силы», — сказал Джуссоев.
Он напомнил, что Абхазия и ее руководство в ходе переговоров, обсуждений документов по силовым структурам довели до российской стороны свою позицию, показали свои плюсы. «К сожалению, — отметил Джуссоев, — как показывает практика, чиновники от РЮО, делегированные обсуждать межведомственные соглашения, не занимаются этим полноценно. Не доводят до своих коллег из РФ суть проблем и пути их решений, а все пускают на самотек, я не говорю, что так делают все чиновники. Но, например, проблема с доставкой продуктов питания — это недоработка Минэкономики РЮО по торговым соглашениям с РФ. Думаю, наша основная проблема с соглашениями и договорами в том, что мы не доводим до наших российских коллег, которые готовы оказывать нашей республике посильную помощь, и оказывают ее, всей сути и полноты проблем и перспектив развития РЮО».
«С учетом приближающихся выборов президента РЮО наши межведомственные соглашения, их подготовка, их презентация и представление, дальнейшее их осуществление стали заложниками политической борьбы», — заключил Алан Джуссоев.
Президент РЮО Леонид Тибилов 19 января обратился к спикеру парламентаАнатолию Бибилову («Единая Осетия») с предложением созвать внеочередное заседание парламента и обсудить пункт Договора об интеграции югоосетинских вооруженных сил в российские, чтобы не затягивать подписание документа. О необходимости проведения такого заседания говорит и парламентские меньшинство — «Единство народа», Народная партия и «Ныхас». Спикер парламента на это не пошел, объяснив тем, что такие вопросы не решаются в такие сроки и в таком формате. «Мы не имеем права нарушать Конституцию, не можем нарушать законы и регламент работы парламента», — сказал он.
https://eadaily.com/news/2016/02/02/