Генштаб Вооруженных сил РФ не исключает создания в будущем базы ВВС в Сирии. Об этом 16 сентября сообщил первый замначальника Генштаба ВС Николай Богдановский.
— Пока таких планов (по созданию базы — «СП») нет. Но всякое может быть, — многозначительно сказал он.
Ранее Пентагон заявил о возможной подготовке строительства российской авиабазы недалеко от сирийского города Латакия. 14 сентября частная американская разведывательно-аналитическая компания Stratfor, известная своими тесными связями с разведкой, опубликовала информацию со спутниковыми снимками о том, что военный персонал из РФ расширяет и укрепляет взлетно-посадочную полосу в аэропорту Латакии. А телерадиовещательная компания Deutsche Welle сообщила со ссылкой на сирийскую оппозицию, что помимо строительства авиабазы в Латакии, начата реконструкция аэропорта под Тартусом, обычно используемого для сельхозавиации.
Отметим, что 14 сентября источник, близкий к российскому оборонному ведомству, рассказал «Ведомостям», что ремонтные работы на сирийском аэродроме в Латакии и в пункте материально-технического обеспечения (ПМТО) флота в Тартусе были организованы при участии России из-за крайне запущенного состояния этих объектов, которое затрудняет их эксплуатацию. По словам собеседника издания, техническое состояние этих объектов не позволяет нормально решать задачи по доставке гуманитарной помощи и закупленных Сирией для своей армии вооружений, боеприпасов и предметов снабжения.
Доставку и выгрузку российских грузов, добавил он, сопровождает вооруженная охрана из числа российских военнослужащих, но об их участии в боевых действиях в Сирии речь не идет.
По подсчетам журналистов, всего с начала года российские большие десантные корабли (БДК) приходили в Сирию около 41 раза, в то время как в 2013 — 2014 годах количество походов российских БДК составило 29 и 46 раз соответственно.
16 сентября официальный представитель Сирии при ООН Башар Джаафари заявил, что Россия должна иметь возможность бомбить позиции террористической группировки «Исламское государство» *:
— Почему американцы воюют против ИГ своими ВВС, а России это должно быть запрещено?
Директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров говорит, что сирийцы еще до начала гражданской войны предлагали России, во-первых, модернизировать 720-й пункт материально-технического обеспечения ВМФ России в Тартусе. Превратить его в полноценный порт. Во-вторых, сделать в Латакии базу ВВС и поставить там С-300 для прикрытия.
— Однако ничего из этого сделано не было. ПМТО как представлял собой, извините, пару сараев, так и представляет сейчас. Что касается С-300, то как известно, в 2010 году Москва заключила с Дамаском контракт стоимостью 900 млн долларов на поставку шести пусковых установок и 144 ракет. Но Соединенные Штаты, Израиль и некоторые другие страны разглядели в этом шаге нашей страны угрозу своей безопасности, хотя речь шла о сугубо оборонительных вооружениях. Тем не менее, российская сторона на обострение не пошла и долго тянула с решением. Но в конце концов, замдиректора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Константин Бирюлин заявил, что российские ЗРС С-300, предназначавшиеся для Сирии, будут утилизированы (об этом мы рассказывали в материале «С-300: „Поставлять нельзя утилизировать“).
Но лучше поздно, чем никогда. Нам нужна своя авиабаза в Сирии, иначе мы опять можем опоздать. К примеру, я уже устал везде говорить, что Башару Асаду нужно объединяться с сирийскими курдами и воевать с ними единым фронтом против различного рода исламистов. Помочь в этом могут наши военные инструкторы. Но пока мы с этим тянем. А американцы, у меня есть на этот счет информация, уже посылают своих инструкторов в армию Сирийского Курдистана.
Вообще, база ВВС в Латакии, находящаяся на берегу Средиземного моря в стратегически важном районе Ближнего Востока, может стать инструментом для решения многих задач по защите российских национальных интересов. Например, мы сможем обеспечивать воздушное прикрытие возможных совместных действий сирийской армии и сирийских курдов штурмовиками Су-25, фронтовыми бомбардировщиками Су-24.
Конечно, в Латакии очень маленький аэропорт. По-хорошему, он нуждается в серьезной модернизации и расширении полос. Но у нас есть технологии, предусматривающие строительство быстровозводимых прифронтовых аэродромов в случае войны. Был бы приказ, а инженерные подразделения с этим справятся. Что касается прикрытия авиабазы с воздуха, то, думаю, можно что-то придумать — поставить какие-то системы и приспособить их под местные условия.
Заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин отмечает, что на вооружении войск ПВО в Сирии состоят дивизионы ЗРК С-75, С-200, до пяти полков „Квадрат“, до шести дивизионов „Бук-М1“ и „Бук-М2“, ЗРК „Оса“, „Стрела-1“, „Стрела-10“ и ЗРПК „Панцирь-С1“.
— Из всей этой техники современными являются ЗРК „Бук“ (особенно „Бук-М2“) и ЗРПК „Панцирь-С1“. Значительный потенциал сирийской ПВО стал важнейшим фактором, предотвратившим интервенцию НАТО против Сирии, при этом на ее счету уже есть турецкий разведчик RF-4Е, возможно, истребитель F-16С, упавший в 2013 году рядом с сирийской границей, и американский боевой беспилотник „Предатор“. Это что касается сирийских войск ПВО.
Но если Россия в Латакии действительно всерьез решится создавать авиабазу, то, понятно, что будут привезены свои средства ПВО — без расчета на сирийские. Для себя мы, в конце концов, можем и С-300 перебросить. Например, те же С-300ПС, которые высвобождаются после принятия на вооружение С-400. Правда, это довольно сложно, потому что „трехсотки“ довольно громоздкие, требуют много рейсов и будут при переброске занимать место более актуального вооружения. Ведь, по большому счету, сейчас для Сирии нет угрозы с воздуха. У исламистов авиации нет вообще. Турки вряд ли рискнут бомбить объект, где находятся российские военные. Если же в качестве противников рассматривать американцев, то нам будет сложно создать там адекватную ПВО в нужном количестве.
Я думаю, что вряд ли у РФ в случае появления авиабазы в Сирии будет по-настоящему большая группировка — только Су-24 и Су-25. Если же будут расширяться масштабы операции, то, очевидно, будут задействованы и другие аэродромы.
Старший научный сотрудник центра международной безопасности ИМЭМО РАН Владимир Евсеев полагает, что российская авиабаза в Сирии может начать работать уже в ближайшее время.
— С 28 сентября по 3 октября в Нью-Йорке в рамках Генассамблеи ООН пройдет сессия высокого уровня, на которой выступит президент Владимир Путин. Возможно, после этого будет принято решение о полноценном развертывании авиабазы в Латакии. И было бы логичным, если уже сейчас осуществлялись определенные подготовительные мероприятия. Тогда, в случае необходимости, можно будет в достаточно короткие сроки перебросить авиацию. Скажем, для перебазирования полка авиации, если даже лететь через Иран, потребуется не более двух дней. А боевые вертолеты можно перевезти на БДК, которые, начиная с лета 2015 года, через Босфор проходят с техникой, выставленной уже на палубе судов.
Впрочем, если база и заработает в ближайшее время, то только в ограниченном виде. Для полноценной работы должны быть осуществлены тренировочные полеты. Летчики должны ознакомиться с местностью, отработать взаимодействие с наземными системами.
Что касается прикрытия базы с воздуха, то сомнительно, что авиация США, Турции или Израиля решится на удар по российской базе, но, тем не менее, оно должно быть. И на первом этапе эту функцию может взять на себя группа боевых кораблей, которые имеют определенную дальность обнаружения воздушных целей и возможность их уничтожения.
Я думаю, что на сегодняшний момент уже есть какие-то договоренности с властями США и Турции. Понятно, что наши страны не собираются воевать друг с другом на территории Сирии, поэтому воздушное пространство страны может быть разграничено.
Думаю, руководство нашей страны готово к такому сценарию. Потому что ситуация в Сирии складывается крайне неблагоприятно для мирного населения — исламисты подошли к густонаселенным районам страны. В настоящее время на территории, которую контролирует Башар Асад, проживает до 80−85% населения Сирии. Фактически люди сконцентрированы в тех центральных провинциях вокруг Дамаска, на которые пытаются наступать ИГ и другие группировки радикального толка.
* Движение „Исламское государство“ решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
Свободная пресса