Транспортный самолет Ил-12
Это случилось в день окончания войны на Корейском полуострове (1950-1953 гг.). 27 июля 1953 года советский военный самолет «Ил-12», переоборудованный в пассажирский вариант, вылетел из Порт-Артура курсом на Владивосток. Пролетая над отрогами Большого Хингана, он был внезапно атакован 4 американскими истребителями, в результате чего безоружный «Ил-12» с 21 человеком на борту, включая членов экипажа, был сбит.
Вот как описывал этот эпизод летчик американских ВВС капитан Ральф Парр в своем рапорте на имя вышестоящего командования, который в последнее время также стал достоянием гласности: «…Я осуществлял полет на истребителе-разведчике по «оранжевой» степени боеготовности… В 12 час. 30 мин. обнаружил самолет противника, когда он был под моим самолетом. Совершив два захода с целью опознания, я увидел на самолете «Ил-12″ большие красные звезды. Во время третьего захода я открыл огонь. Оба двигателя самолета противника загорелись, а затем самолет взорвался…»
Обломки «Ила» и останки людей были отысканы осенью 1953 года. В декабре прах погибших в урнах был доставлен во Владивосток и с почестями предан земле. Так в Жариковском сквере, что рядом с остановкой «Дальзаводская», появился памятник жертвам американских воздушных пиратов.
По факту расстрела самолета «Ил-12» Советский Союз потребовал объяснений от Соединенных Штатов и предъявил им судебный иск на сумму в 1 млн. 860 тыс. долларов. Американская сторона встретила в штыки претензии СССР.
Воздушный бой над островом Аскольд
Не прошло и двух суток после уничтожения истребителями ВВС США советского самолета «Ил-12» в небе над Китаем, как над заливом Петра Великого произошел новый инцидент. Только на сей раз не повезло американскому бомбардировщику «Б-50».
…29 июля 1953 года в 6 час. 44 мин. радиолокационными станциями Тихоокеанского флота в 130 милях к югу от мыса Гамова был обнаружен неизвестный самолет, идущий курсом мыс Гамова — Владивосток.
Спустя 12 минут с аэродрома истребительно-авиационного полка в Николаевке были подняты в воздух по тревоге и направлены для прикрытия Владивостока два дежурных истребителя
«МиГ-17», пилотируемые гвардии капитаном Александром Рыбаковым и гвардии старшим лейтенантом Юрием Яблоновским.
Радиолокационные станции флота, продолжая следить за полетом неизвестного самолета, в 7 час. 01 мин. отметили, что он вошел в воздушное пространство над нашими территориальными водами залива Петра Великого и продолжает полет в направлении острова Аскольд на высоте 10 тысяч метров.
Для выяснения принадлежности самолета-нарушителя и его перехвата к незнакомцу и направились «МиГи».
В 7 час. 11 мин. командир звена гвардии капитан Александр Рыбаков обнаружил на расстоянии 10 км к югу от острова Аскольд большой четырехмоторный самолет-нарушитель, оказавшийся американским бомбардировщиком «Б-50» с красными полосами на киле и опознавательными знаками ВВС США.
В-50А
Как свидетельствовал впоследствии А Рыбаков: «…Об этом я доложил на землю и, убедившись по показаниям приборов, что нарушитель находится над территориальными водами СССР, стал приближаться к нему с целью показать, что он нарушил воздушное пространство Советского Союза и должен его покинуть. В момент выполнения этого маневра я почувствовал два сильнейших удара по корпусу и крылу своего самолета, после чего кабина разгерметизировалась. «МиГ» стал плохо управляться. Ведомый доложил, что самолет-нарушитель открыл по нам огонь. В ответ с близкого расстояния я дал две очереди из пушек. То же сделал и ведомый по моему приказу. Сразу же после этого самолет-нарушитель с резким креном через крыло ушел вниз и скрылся в сплошной облачности. Парашютистов ни я, ни мой напарник не видели, падение же самолета мы наблюдали всего несколько секунд… »
В 7 час. 16 мин. — через 15 минут после вхождения в советское воздушное пространство «Б-50» ВВС США рухнул в воду в 8 милях к югу от остров;) Аскольд, где на глубине примерно 3 тыс. метров его обломки покоятся до сих пор .
Облететь место падения только что сбитого американского бомбардировщика советские истребители не имели возможности — самолет гвардии капитана Александра Рыбакова, получивший повреждения, плохо управлялся, и «МиГи» по максимально простому маршруту напрямик направились сразу же после боя на свои аэродром, где командир звена и. произвел аварийную посадку.
А тем временем, посредством радиоперехвата, нашей стороне стало известно, что с одного из японских аэродромов к месту воздушной схватки вылетели 4 самолета американской спасательной эскадрильи, которые через некоторое время доложили на авиабазу, что вследствие густого тумана над морем в районе Владивостока и над местом падения «Б-50» осмотр водной акватории и поиск членов его экипажа затрудняется…
Совершенно секретно. Министру обороны Союза ССР маршалу Советского Союза тов. Булганину Н. А.
В дополнение к донесению о сбитии американского самолета «Б-50», нарушившего территориальные воды 29 июля в районе Владивостока, докладываю.
— По данным радиоразведки Тихоокеанского флота, командующий военно-морскими силами США на Дальнем Востоке адмирал Кларк отдал распоряжение выслать корабли в район 55 км к юго-востоку от острова Аскольд для поиска не вернувшегося на аэродром самолета.
Вылетевший в район предполагаемой гибели самолета «Б-50» американский самолет «СБ-29» в 20 часов 29 июля сообщил на авиабазу об обнаружении им обломков самолета «Б-50», спасательной шлюпки и 7 человек, плавающих около этой шлюпки.
Двум американским миноносцам и крейсеру в сопровождении миноносца дано указание американским командованием следовать в район 55 км к юго-востоку от острова Аскольд для поиска обнаруженных самолетом спасательной шлюпки и людей с самолета «Б-50».
Адмирал флота Н. Кузнецов
29 июля 1953 г.
30 июля с 4 часов утра 5 кораблей ВМС США — крейсер и 4 миноносца приступили к поиску своего самолета в указанном районе к юго-востоку от острова Аскольд.
Вскоре два американских миноносца подошли к советскому рыболовному траулеру № 423, производившему лов рыбы в 45 км к югу от мыса Поворотного. Спустив катер, на борт к рыбакам прибыли американский и японский офицеры, пытавшиеся получить какие-либо сведения, касающиеся самолета ВВС США «Б-50», однако из-за отсутствия переводчика разговора не получилось. Осмотрев траулер и убедившись, что на его борту нет ни спасшихся американских пилотов, ни обломков самолета, бесцеремонные непрошеные гости оставили в покое советских рыбаков.
В 6 часов утра находящийся в районе поиска американский крейсер сообщил своему командованию о том, что один из миноносцев, участвующий в поиске, подобрал из воды второго пилота лейтенанта Джона Роуга, который якобы сообщил, что он и экипаж самолета оказались в воде после того, как самолет разбился, и что другие члены экипажа находятся в районе поиска.
«Совершенно секретно. Министру обороны Союза ССР маршалу Советского Союза тов. Булганину Н. А.
Докладываю… Район обнаружения американцами обломков, людей и ориентировочное место подъема в этом районе второго пилота самолета «Б-50» расположен в 40-45 км к юго-востоку от того места, где самолет-нарушитель был сбит нашими истребителями. Это обстоятельство дает полное основание считать, что самолет сбит над нашими территориальными водами и при резком планировании с высоты 7000 м со скоростью 400 км/час в юго-восточном направлении через 6-7 минут упал в районе 55 км к юго-востоку от острова Аскольд.
Адмирал флота Н. Кузнецов
30 июля 1953 г.»
Советы сбили «Б-50» в отместку…
Сбитый советскими истребителями американский самолет «Б-50» в районе острова Аскольд стал козырем у Соединенных Штатов против иска СССР: теперь у американцев появился весомый повод его отклонить.
Они стали кричать на весь мир и доказывать через средства массовой информации, что истинными воздушными пиратами являются русские, загубившие самолет «Б-50» и его безвинный экипаж. Так, США утверждали, что их самолет не нарушал воздушного пространства СССР и даже близко не подходил к 12-мильной зоне, чтобы мол, упаси бог, не прогневить советские части противовоздушной обороны. Причин отклониться или сбиться с курса у пилотов «Б-50» также не было…
В связи с вышеназванным, американская сторона сделала заключение, что советские летчики умышленно уничтожили «Б-50», дескать, в качестве мести за сбитый самолетами ВВС США русский «Ил-12» (что документами, если они, конечно, все рассекречены, до сих пор не подтверждается. — Е. Ш.)
Развивая далее мысль о кознях русских и помня об иске СССР к США за гибель «Ил-12», эксперты ЦРУ в своем докладе предлагали своему правительству: «… Советы вновь будут обращаться в Международный суд. Но необходимо поставить наши условия и потребовать, чтобы в суд на рассмотрение были переданы и наши дела — иски к русским по поводу гибели «Б-50». И если такое решение будет принято, то ответственность Советов будет значительно превосходить их иск против нас «.
Однако в силу ряда причин громким международным судебным процессам по фактам уничтожения советского и американского самолетов так и не суждено было сбиться. А документы по этим инцидентам и та и другая стороны схоронили за грифом «Совершенно секретно».
Пилотов с «Б-50» ищут до сих пор
Если погибший экипаж и пассажиры сбитого советского самолета «Ил-12», как мы уже говорили, были найдены еще осенью 1953 года и захоронены во Владивостоке, то судьба пилотов «Б-50» до сих пор неизвестна. Американцам, предпринявшим усиленные поиски своих товарищей летом 53-го, так и не удалось их отыскать. Наша сторона заверяет, что каких-либо документов, где сообщалось бы о том, что летчики с «Б-50» были обнаружены живыми или мертвыми, не имеется. Во всяком случае, таких данных до сих пор нигде не найдено.
…В прошлом году Владивосток посетили представители американо-российской совместной комиссии по делам военнопленных и пропавших без вести. По поручению правительства США они обратились к командующему Тихоокеанским флотом с просьбой оказать содействие в поиске обломков самолета «Б-50» у острова Аскольд, на что готовы были выделить средства.
Командование ТОФ откликнулось на просьбу, создало оперативную группу по координации сил флота в поиске «Б-50». Однако дело застопорилось из-за отсутствия денег на проведение необходимых работ, которые от американской стороны пока не поступили.
Евгений ШОЛОХ, «ВЛАДИВОСТОК» Среда, 2 апреля 1997 года
К публикации на сайте статья подготовлена Сергеем Зыковым