Это была сцена из «Пяти дней в августе» — нового международного триллера от признанного режиссера Ренни Харлина. Фильм снят по пятидневной войне между Россией и республикой Грузия в 2008 году. Этим утром Ренни с нами в студии. Рад вас видеть, Ренни.
РЕННИ ХАРЛИН, кинорежиссер: Доброе утро. Рад, что пригласили.
Почему через три года после войны вы взялись за эту тему?
РЕННИ ХАРЛИН: Ну, это была особенная ситуация, совершенно непохожая на войны в Ираке и Афганистане. Вот есть страна – Грузия, образец той демократии, которую Америка хочет продвигать по всему миру. Одной из первых приняла христианство. Процветающая экономика. Красивая средиземноморская* страна, которая вот-вот вступит в НАТО. Америка строит там трубопровод. И Россия не может со всем этим смириться.
В первый день Олимпийских игр 2008 года Россия вторгается в эту страну. Это было сделано именно во время Олимпиады, чтобы мировые СМИ были заняты освещением Игр. И 12-летняя девочка мямлила что-то, вместо того чтобы рассказать миру об этой войне. И я почувствовал, что пора рассказать миру о случившемся, о том, каким притеснениям подверглись мирные жители.
И вы подаете сюжет очень интересно, глазами репортеров. Почему вы выбрали именно такой подход?
РЕННИ ХАРЛИН: Я поехал в Грузию собирать материал для съемок менее чем через год после войны и встретил там многих журналистов, которые были в стране во время тех событий. Они рассказали о своем отчаянии, и я понял, что именно под таким углом смогу подать историю на общечеловеческом уровне, рассказать зрителю, что пришлось пережить этим невоспетым героям. Потому что меня поразило, что эти люди не только рисковали своими жизнями, чтобы сделать сюжет, но и потом, когда сюжет уже готов, возникает множество сложностей, прежде чем он выходит в эфир. Зачастую сюжет не попадает в эфир, потому что новости меняются очень быстро. Я сам из Лос-Анджелеса, а по крайней мере там в вечернем выпуске чаще крутят сюжеты о погонях по шоссе или ограблении винного магазина, которое попало на пленку, чем то, что действительно происходит в мире.
УЭС МУР, комментатор: Я знаю, вы снимали картину в Грузии, а завершили ее словами свидетелей. Что вы чувствовали? Были ли сомнения, что фильм назовут слишком скороспелым, слишком новым, или такой проект пришелся съемочной группе по душе?
РЕННИ ХАРЛИН: Когда я приехал туда и увидел шрамы у людей на телах и слезы в их глазах и все отчаяние, что им пришлось пережить, не имея возможности даже рассказать о том, что произошло, я задался такой целью. Я очень проникся этим проектом, и не только я, но и все актеры и съемочная группа. Это был не голливудский проект, когда живешь в пятизвездочных отелях. Мы спали в поездах, на фермах, у нас были общие ванные комнаты, мы сами вместе с актерами готовили еду на кухне. Съемки захватили всех. Мы видели, как благодарны были нам грузины за то, что мы рассказываем о войне, и это сделало фильм действительно стоящим.
ДЭН СЕНОР, комментатор: Если путинская или медведевская Россия останется с развязанными руками, то они, я думаю, еще чаще станут вмешиваться в дела этого региона, подобно тому, как они это сделали в Грузии. Как отреагировали на фильм в Москве? Была хоть какая-нибудь критика?
РЕННИ ХАРЛИН: Я пока ни с кем там лично не общался, но из Интернета и новостей знаю, что в России к этому фильму относятся отрицательно и распространять его не будут. Так что, безусловно, это не совсем то, что они хотят видеть.
Ну и неудивительно, что они не будут его показывать в России. Помимо многих положительных отзывов есть и те, кто говорит, что вы представляете одностороннюю точку зрения в этой истории. Что все русские – это кровожадные медведи и что грузины — как бы невинные жертвы. Вас не беспокоит, что вы показываете только одну сторону этой истории?
РЕННИ ХАРЛИН: Думаю, как художник я должен выбрать для себя какую-то точку зрения. Моя история не прогрузинская и не пророссийская, это попытка показать правду. Я много времени провел, анализируя факты этой войны на сайтах ЕС и Human Rights Watch. И я построил фильм на этих фактах, и такой позиции и придерживаюсь.
Ясно. А как фильм вообще вписывается в вашу карьеру? Посмотрим на вашу фильмографию: «Крепкий орешек-2», за него – наше вам уважение, подозреваю, что во время съемок вы и Брюс Уиллис спали не в поездах, а в каких-нибудь пятизвездочных отелях. Итак, как этот вроде бы более политический фильм вписывается в ваше резюме?
РЕННИ ХАРЛИН: Считаю, что моя карьера, на протяжении которой я снимал боевики и триллеры, подготовила меня к этому. И сейчас я стал более, как мне кажется, зрелым, поэтому мне требовалось рассказать историю, которая действительно меня трогает, в которой есть что-то. Так что в ней есть и действие, и драма, и напряжение, и даже любовная интрига. Эта история о чем-то важном. Думаю, о ней будут говорить, она заставит зрителей думать и участвовать в обсуждении.
УЭС МУР: Как вообще этот фильм сформировал ваше понимание войны? Шрамов войны? О какой реальности войны вообще идет речь в фильме?
РЕННИ ХАРЛИН: Это меня просто потрясло. Я отправился в Грузию, там я говорил с беженцами — их были десятки тысяч. Я ходил по больницам, видел видеозаписи настоящих боевых действий, так как я воссоздавал множество сцен в тех же самых местах, где они происходили. Это просто бессмысленное варварство. В особенности… Считаю, когда мы думаем о войне, мы представляем ее по фильмам о Второй мировой, где немцы стреляли во французов – и это была война. В сегодняшнем мире бомбы сбрасывают на мирное население. Эта война длилась пять дней, и за это время погибли пять военных журналистов.
ДЭН СЕНОР: Среди геополитиков ведутся споры о том, на кого нам лучше делать ставку: на Саакашвили или на нашу «перезагрузку» отношений с Медведевым и Россией? Каким показан грузинский президент в вашем фильме, каково ваше личное отношение к нему, учитывая всю ту работу по изучению материала, что вы проделали, и сняли фильм?
РЕННИ ХАРЛИН: Думаю, он потрясающий. Он получил образование в Гарварде. Он совершенно не похож на лидеров бывших советских стран. Он очень прогрессивно мыслит, он заставил экономику страны вырасти с катастрофической скоростью. Ему нравится культура, он без ума от архитектуры. Думаю, что мы должны поддерживать подобных лидеров – именно так мы будем способствовать продвижению демократии и давать импульс развитию всем странам мира. Конечно же, нам нужно быть в хороших отношениях с Россией.
Дэн, как вы считаете, насколько мы продвинулись в этом вопросе?
ДЭН СЕНОР: Полагаю, американское правительство склоняет чашу весов в сторону Медведева и Путина. То есть оно не выступает намеренно против властей Грузии, но мы, безусловно, сделали ставку на более крупную державу за счет многих региональных партнеров, которых мы поддерживали в прошлом. Мы отвернулись от тех маленьких, только что вставших на ноги демократических государств с их бесстрашными лидерами. Теперь их осаждает Россия, как это ясно показано в фильме. Мы отказались от поддержки этих государств, маленьких демократий. Считаю это крупной ошибкой. На самом деле я восхищен вашим фильмом, потому что, как я считаю, он напомнит людям, что стоит на кону. Думаю, что подъем России, эра Медведева и Путина – одни из самых недостаточно освещенных тем в сегодняшней истории международных отношений. Надеюсь, этот фильм прольет свет на то, что поставлено на карту.
РЕННИ ХАРЛИН: Ни для кого не секрет, что Путин публично заявлял, что, с его точки зрения, наихудшим геополитическим бедствием для его страны был распад СССР. Так что он хотел бы снова прибрать к рукам все эти маленькие государства с их нефтью, золотом и полезными ископаемыми.
ДЭН СЕНОР: Во время войны с Грузией в 2008 году на него обрушилась международная критика. Вот это я и имел в виду, говоря о развязанных руках. Если бы ему не помешала международная критика, международное давление, подозреваю, что он попытался бы установить господство над рядом бывших советских республик, как попытался это сделать, да и в определенной степени делает сегодня в Грузии.
РЕННИ ХАРЛИН: И он по-прежнему держит Южную Осетию и Абхазию, входящие в состав Грузии, оккупированными. И никто ничего не предпринимает по этому поводу. Чтобы нашим зрителям стало понятнее, думаю, если бы Мексика так же вторглась в Калифорнию, мы бы не сидели сложа руки.
ДЭН СЕНОР: Верно.
Дата выхода в эфир 18 августа 2011 года.
Так сказано в оригинале (прим. RT).
Источник: http://inotv.rt.com/2011-08-19/Gollivudskaya-pravda-o-vojne-Rossii
- amazonS3_cache: a:5:{s:52:»//aviacity.eto-ya.com/files/2013/05/5-dnej-vojny.jpg»;a:2:{s:2:»id»;i:1665;s:11:»source_type»;s:13:»media-library»;}s:60:»//aviacity.eto-ya.com/files/2013/05/5-dnej-vojny-300×217.jpg»;a:2:{s:2:»id»;i:1665;s:11:»source_type»;s:13:»media-library»;}s:53:»//aviacity.eto-ya.com/files/2013/05/5-dnej-vojny.jpg&»;a:1:{s:9:»timestamp»;i:1732244666;}s:50:»//cdn.eto-ya.com/aviacity/2013/05/5-dnej-vojny.jpg»;a:2:{s:2:»id»;i:1665;s:11:»source_type»;s:13:»media-library»;}s:58:»//cdn.eto-ya.com/aviacity/2013/05/5-dnej-vojny-300×217.jpg»;a:2:{s:2:»id»;i:1665;s:11:»source_type»;s:13:»media-library»;}}