AVIACITY

Для всех, кто любит авиацию, открыт в любое время запасной аэродром!

Разногласия бизнеса и элит привели Эстонию в Россию

Недружественная политика Таллина по отношению к России создала серьезные проблемы для эстонского бизнеса. Особенно сильно все это сказалось на транзитных грузопотоках. Разногласия бизнеса и местных элит, вероятно, и стали главным побудительным мотивом визита Керсти Кальюлайд в Россию, предполагает старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко.
На встрече с эстонским лидером Керсти Кальюлайд президент РФ Владимир Путин собирается обсудить вопросы безопасности, а точнее развеять опасения Таллина относительно безопасности балтийской страны. Об этом в интервью газете Postimees рассказал пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.
По его словам, конкретных решений после визита, запланированного на 18 апреля, ждать не стоит, так как главная цель встречи — «поближе познакомиться» и обсудить актуальные вопросы. Отметим, что в предыдущий раз президенты России и Эстонии встречались в июне 2008 года. Тогда Дмитрий Медведев принимал Томаса Хендрика Ильвеса на Всемирном конгрессе финно-угорских народов в Ханты-Мансийске.
«В центре внимания предстоящей встречи окажется вопрос безопасности. Стоит отметить, что со стороны РФ не высказывается никаких угроз в адрес Эстонии, Латвии или Литвы и в целом государств, которые расположены по периметру наших границ. Другое дело, что в этих странах постоянно генерируется тезис угроза. Здесь было бы интересно услышать мнение Кальюлайд о том, почему насаждается русофобия, и власти Эстонии постоянно выступают с критикой деятельности РФ, причем даже в тех вопросах, которые для них носят отдаленный характер.
Логика политики такова, что прежде чем услышать нашу позицию по вопросам безопасности, необходимо понять мнение эстонской стороны. В последние годы в Эстонии насаждается русофобия, а русский язык объявляют угрозой безопасности, хотя в стране присутствуют и представители других наций. Кальюлайд должна будет объяснить эти тенденции», — считает собеседник ФБА «Экономика сегодня».
Среди других тем диалога Владимир Оленченко выделяет вопросы экономики. По его мнению, Эстония рассчитывает на более активное участие России в ее экономике, например в загрузке транзита для экспорта российских товаров. Отметим, что в последние годы порты Прибалтики демонстрируют спад объема грузоперевозок. Эксперты связывают сложившуюся ситуацию в первую очередь со стремлением России сосредоточиться на своей инфраструктуре.
Как ранее отметил президент Российской ассоциации прибалтийских исследований, профессор СПбГУ Николай Межевич, транзитный грузопоток смещается в направлении Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Но неправильно говорить, что падение транзитных потоков характерно для всех портовых комплексов Эстонии, Латвии и Литвы. Наибольший спад транзита пришелся именно на Эстонию.
Позиция РФ в этом вопросе была обозначена достаточно четко, добавляет Межевич, объясняя ее тем, что враждебная политика предполагает весьма скромные экономические контакты. Как считает эксперт, со стороны прибалтийских стран весьма опрометчиво при абсолютно дикой политической ангажированности рассчитывать на сохранение грузопотоков. Причем снижается не только объем грузов, поставляемых через Эстонию, но и объем пассажиропотока.
«Активная схема загрузки эстонских портов сохранялась со времен пребывания Эстонии в составе СССР, и она существенно подпитывала эстонскую экономику до недавнего времени. Сейчас ситуация изменилась в худшую сторону, и видимо, она оказывает давление на политические решения. В целом в Эстонии есть три источника политики: население, бизнес и элита.
Что касается населения и бизнеса, то они заинтересованы в многовекторной политике Эстонии и демонстрируют заинтересованность к поддержанию отношений со всеми странами, в том числе России. А элиты в силу определенных причин не проявляют самостоятельности, предпочитая отгораживаться от РФ. Вероятно, разногласия бизнеса и местных элит и стали главным побудительным мотивом визита Керсти Кальюлайд в Россию», — резюмирует Оленченко.

Автор: Андрей Петров