AVIACITY

Для всех, кто любит авиацию, открыт в любое время запасной аэродром!

«В ЕС боятся повторения югославской резни». Что стоит за новой эскалацией между Косово и Сербией

Похоже, на Балканах все-таки готовится раздел полупризнанного Косово на сербскую и албанскую по сценарию Трампа и Путина, о котором президенты, по слухам, договорились на встрече минувшим летом в Хельсинки.
На выходных в тех краях, где последние двадцать лет после войны в Югославии остается замороженный конфликт, вновь обострилась ситуация.
Лидер Косова Хашим Тачи за штурвалом полицейского катера в сопровождении спецназа объехал водохранилище Газиводе, ключевой энергетический объект на севере автономного сербского края.
Короткая пятнадцатиминутная поездка подняла большую волну. Президент Сербии Александр Вулич перевел в полную боевую готовность армию и попросил поддержки у Путина. Главы РФ и Сербии должны встретиться во вторник, 2 октября.
Инцидент произошел на фоне разговоров об обмене территориями между Сербией и Косово, который, по мнению сторонников этой идеи, положит конец конфликту.
Вучич и Тачи вроде бы предварительно договорились об условиях обмена, что вызвало активное сопротивление оппозиции в обеих странах, а также Берлина.
В то же время в Приштине в субботу, 29 сентября, прошла крупная акция протеста против попыток раздела Косово.
Протестующие с национальными флагами соседней Албании скандировали «Никаких торгов территориями страны!».
При этом США и Россия поддерживают инициативу по обмену землями.
«Страна» выясняла, чем грозит очередная напряженность в регионе и почему Евросоюз против изменения границ Косово.
«Договорняк» или новый виток конфликта
Эксперты связывают появление Тачи на катере в сербских водах с провальной поездкой косовской делегации на Генассамблею ООН и антиправительственной акцией протеста в Приштине. Мол, его «победная поездка» была рассчитана на то, что бы успокоить народ.
Инициатива по обмену территориями действительно была воспринята косовцами неоднозначно.
«Как будто нищеты и коррупции было недостаточно, этот президент хочет прийти к болезненным компромиссам. Причем болезненным не для Сербии, а для Косово», — заявил лидер косовской оппозиции Альбин Курти на субботней акции протеста.
Одни эксперты считают последние события в Косово и Сербии началом нового витка конфликта, другие говорит о тайном «договорняке».
«Есть мнение, что и Вучич, который привел в боеготовность армию, и Тачи с его вылазкой на катере устроили спектакль по договоренности, рассчитывая на лояльность своего электората. Один показал, что может стать «хозяином» сербских земель, другой — вроде как активно обороняется. И оба продолжают обсуждать обмен территориями, как это можно сделать мирным путем», — говорит «Стране» сербский журналист Михайло Йовичевич.
Среди экспертов есть мнение, что ни в Сербии, ни в Косово никто не имеет ни намерений, ни возможностей воевать.
«Но ситуация в некогда горячих точках Балкан (Сербия/Косово, Босния и Герцеговина), до сих пор остается довольно зыбкой и может вспыхнуть от одной неосторожной искры», — написал в своем блоге Маркиян Лубкивский, бывший посол Украины в Хорватии и Боснии и Герцеговине.
Как поделят земли
Как будут делить спорные земли, пока неясно. По одному из вариантов, часть северного Косово вокруг Митровицы, населенная в основном сербами, перейдет Сербии, а населенная преимущественно албанцами Прешевская долина в Сербии станет частью Косово.
Тачи ради этого даже готов изменить косовскую конституцию.
При этом самыми лакомыми и спорными кусочками являются горнодобывающий комплекс Трепча (там добывают цинк, свинец и серебро) и гидроэлектростанция на водохранилище Газиводе — того самого, по которому катался косовский лидер.
Собственно, вокруг этих объектов и развернется основная борьба.
«Для Сербии конец спора вокруг Косово открывает двери в Евросоюз, куда не берут страны с территориальными конфликтами», — говорит Йовичевич.
Боятся этнических чисток и беженцев
Евросоюз — против раздела. И если Франция относится к такой идее просто сдержанно, то Германия категорически ее не приемлет.
«Предпринимаются некоторые попытки начать разговоры о границах, но мы не можем этого делать», — заявила в августе канцлер Ангела Меркель.
В ЕС полагают, что раздел Косово может привести к перераспределению других границ на Балканах (а именно в Боснии, от которой может отколоться сербская часть, и Македонии с ее албанскими сепаратистами). А это может возродить этнические чистки, как в 90-х.
«Границы на Балканах являются плодом ненависти. Их изменение границ неизбежно означает этническую чистку», — заявил Le Monde сербский интеллектуал и антинационалист Зиводжин Ракошевич.
«Если албанские войска придут и потребуют, чтобы мы уехали, я буду первой, кто взорвет наш дом», — призналась изданию Александра из сербской долины Прешево.
Впрочем, большинство молодых уроженцев этих мест — и сербов, и албанцев, — стремятся выехать на Запад в поисках работы, прежде всего в Германию, пишет Le Monde.
Ведь и Сербия, и, особенно, Косово остаются одними из самых бедных регионов в Европе.
«Сербия с грехом пополам все-таки строит нормальное, демократическое, правовое государство с развивающейся рыночной экономикой и движется в сторону постепенной вестернизации общества, а у власти в Косово находятся бывшие бандиты и террористы, при этом сам регион остается рассадником криминала, наркоторговли и нелегальной миграции», — пишет на своей странице в Facebook Роман Вольнодумов, эксперт по Балканам.
«Берлин опасается новой волны беженцев и втягивания в новый конфликт в Европе, повторение югославской резни 90-х», — говорит «Стране» немецкий журналист Эрик Швицер.
Тем временем идею раздела Косово поддерживают в Вашингтоне. Причем эта позиция стала доминирующей после прихода к власти Трапа.
«До сих пор США выступали за мультиэтническое Косово в первоначальных административных границах, но после прихода к власти президента Трампа и его окружения, чувствительного к этнонационалистическим тезисам, расклад изменился», — пишет Le Monde.
«Сербия никогда не переставала контролировать северное Косово»
Часть экспертов прогнозирует вспышку на Балканах в случае раздела.
«Раздел территории Косово приведет к катастрофе и кровопролитию», — пишет в Foreign Policy Майкл Росси, эксперт, участвующий в проекте по анализу спорных территорий по всему миру.
Для Сербии, по его мнению, согласие на разделение фактически означает признание потери остальной части Косово, а это не только подрывает претензии Белграда относительно территориальной целостности, но и противоречит идее о том, что Косово является центром сербской исторической, культурной и религиозной идентичности.
В то же время есть у раздела Косово преимущества.
«Северное Косово никогда не находилось под контролем Приштины — ни во время переходного периода после интервенции НАТО в 1999 году, ни после провозглашения независимости Косово в 2008 году. В этом смысле у Приштины нет ни власти, ни легитимности среди населения, подавляющее большинство которого считают себя гражданами Сербии, потому что — какими бы ни были намерения или цели — Сербия, по сути, никогда не переставала там функционировать», — пишет Росси.
Киев не признает Косово
Кстати, Украина продолжает поддерживать Сербию и не признает независимость Косово — и такая позиция совпадает с российской.
В июне этого года Порошенко ездил в Сербию на бизнес-форум, где встречался с Вучичем, а тот поблагодарил Киев за то, что по-прежнему отказывается признавать независимость Косово.
Позицию Киева эксперты объясняют прямыми параллелями между ситуацией в Косово и в «ДНР/ЛНР». Только в последнем случае Россия и Запад поменялись местами — Москва поддерживает сепаратистов, а Запад — территориальную целостность Украины.

Александра Харченко, 30 сентября 2018
https://strana.ua/