«Газета.Ru» приняла участие в скрытом наблюдении ДПС за нарушителями ПДД
ГИБДД Москвы в пятницу приступила к скрытому патрулированию улиц. Инспекторы ДПС, двигающиеся на машинах без специальной раскраски и мигалок, фиксируют нарушения на регистратор и передают информацию коллегам, которые останавливают водителей и составляют протокол. «Газета.Ru» приняла участие в первом скрытом патрулировании и выяснила, на какие нарушения обращают внимание гаишники и как к нововведению относятся сами водители.
После утреннего развода из ворот 2-го батальона полка ДПС ГИБДД по ЦАО Москвы выезжает вереница патрульных автомобилей. Все экипажи распределены по определенным точкам Таганского района столицы. Вслед за ними из двора выезжает неприметный старенький белый «Форд Фокус», без мигалки и полицейской раскраски. В салоне иномарки сидят два старших лейтенанта в форме, которым сегодня поставлена задача вести из этого гражданского автомобиля скрытое наблюдение за нарушителями ПДД. Вместе с инспекторами в необычный даже для них самих рейд отправился корреспондент «Газеты.Ru».
Пятница, 13 ноября, стала первым днем, когда по всей Москве заработало скрытое патрулирование улиц. Днем ранее, когда нововведение проанонсировали в столичной полиции, стало известно, что такая форма контроля за водителями будет проводиться ежедневно, а по городу начнут курсировать не менее 30 неприметных автомобилей с инспекторами ДПС. Однако пока, например в ЦАО, такой автомобиль только один «Это служебная машина начальника штаба, — поясняет инспектор ДПС Эмин. — Вообще служебный автомобиль должен быть закреплен за инспектором, который на нем работает. Поэтому непонятно, как все будет устроено. Мы же должны меняться с коллегами в скрытом патруле, поэтому, очевидно, придется всех инспекторов закрепить за этой машиной.
И Эмин, и его напарник Григорий, одеты в служебную форму. Вести скрытое наблюдение в гражданском автомобиле закон не запрещает, а вот работать в гражданской одежде, как оперуполномоченным, гаишникам пока не позволяет административный регламент ГИБДД.
Мелькающие в окнах «Фокуса» салатовые манишки гаишников — единственное, что выдает патруль в общем потоке машин. Но лишь единицы водителей замечают инспекторов — большинство столичных автомобилистов пока ни о чем не подозревают.
На лобовом стекле «Фокуса» прикреплен обычный видеорегистратор, с помощью которого и фиксируются нарушения.
С первых минут рейда наш экипаж попадает в плотный утренний поток автомобилей. Мелких нарушений ПДД на дороге — масса. Водители повально игнорируют требования знаков и разметки. Мы же пристраиваемся за BMW X6. И вскоре водитель внедорожника совершает маневр, не включив «поворотник». Патруль сразу передает информацию по рации коллегам, которые стоят на перекрестке впереди. В этот же момент, буквально за несколько секунд, с помощью планшета машину и ее владельца пробивают по базе данных, смотрят количество штрафов и информируют коллег, если обнаруживаются неоплаченные постановления. Водителя на люксовой иномарке останавливает обычный наряд ДПС, где ему объясняют, что нарушение зафиксировал видеорегистратор скрытого патруля. Сидящий за рулем внедорожника мужчина нарушение не оспаривает, поэтому мы даже не притормаживаем и продолжаем патрулировать окрестные улицы.
А вот следующий нарушитель — на BMW X5 с иностранными номерами — стал убеждать инспекторов, что, перестраиваясь, включал «поворотники». Скрытому патрулю пришлось ехать к месту, где был остановлен нарушитель, и демонстрировать автомобилисту запись с регистратора.
«Я всегда соблюдаю ПДД, и сейчас тоже «поворотник» включал, — настаивал на своем водитель в беседе с корреспондентом «Газеты.Ru». — Вообще я полностью поддерживаю скрытое патрулирование. Столько хамов развелось в Москве! Подрезают, не уступают дорогу, на красный едут. Все время приходится от таких водителей уворачиваться. Они должны бояться — тогда, возможно, меньше нарушений станет».
Выезжаем на Таганскую площадь — одну из самых сложных развязок в мире. «Здесь такое количество нарушений происходит каждую секунду, что и скрытый патруль беспомощен,
— говорит Григорий. — В одну сторону смотришь, а с другой сторону уже пять человек на красный поехали. Тут бы по идее сразу три экипажа ДПС должны стоять в разных точках и следить за порядком. Но штат сильно сокращается — людей на все не хватает».
Проходит минута, прежде чем нам удается вклиниться в поток машин и выехать на площадь со второстепенной дороги.
«Я пока не могу привыкнуть, что нам никто из водителей не уступает дорогу. Забываю, что мы на обычной машине», — смеется сидящий за рулем «Фокуса» Эмин.
Вдруг ехавшая впереди иномарка не притормаживает на светофоре и поворачивает на красный свет, быстро скрывается из виду за домами. Гаишникам остается только передать по рации, в какую сторону двигается нарушитель, и надеяться, что он не свернет и не объедет стоящих на посту инспекторов.
«Мы же на обычной машине сейчас, поэтому дальше за ним гнаться на красный сигнал не можем,
— сетуют инспектора. — Были бы как в Германии у нас машины — обычные с виду, но со скрытыми стробоскопами. Едешь незаметно, а когда нужно — включил, догнал и остановил водителя. Этого, который на красный ушел, обязательно надо было бы проверить — у него в базе числится 36 неоплаченных штрафов за превышение скорости, езду по выделенной полосе и другие нарушения.
Спустя несколько минут и еще пары наводок на водителей, пренебрегающих «поворотниками», инспекторы замечают Lexus, который несется по Волгоградскому проспекту на запрещающий сигнал светофора. Через километр водителя японской иномарки останавливают сотрудники ДПС, а мы подъезжаем следом, чтобы продемонстрировать водителю запись с регистратора.
Мы вот с женой едем ругаемся, и я не заметил, что уже на красный поехал. Про скрытый патруль не слышал, но ничего против не имею».
«Поздравляем, вы, так сказать, у нас первый», — говорит Григорий приунывшему из-за получения крупного штрафа нарушителю, пытаясь его приободрить.
Погода в Москве стоит дождливая, и у многих машин номерные знаки сильно загрязнены. То и дело наш незаметный для водителей экипаж раздает наводки на такие машины. В поле зрения инспекторов попадает и много машин с нарушениями правил тонировки стекол, а также не уступающие дорогу пешеходам.
Вскоре Эмин замечает в соседнем ряду Audi Q7, в котором сидящий за рулем молодой человек увлеченно говорит по телефону. «Такое нарушение на регистратор мы не зафиксируем, конечно, но попросить ребят остановить его надо. Пусть проверят и предупреждение сделают», — говорит он.
Инспекторы признаются, что в существующем виде скрытый патруль пока не слишком эффективен. «Будет лучше, если нам разрешат самим останавливать нарушителей, а не просто фиксировать несоблюдение ПДД и передавать информацию, — поясняют инспекторы. — А если говорить о действительно опасном вождении, за которым должен будет следить скрытый патруль, то угнаться за стритрейсерами все равно не просто на таких автомобилях, как у нас».
Даниил Ломакин