Валерий Хаит: Надеюсь, Одесса, как и вся Украина, сумеет стряхнуть с себя убогий и постыдный шлейф четырех «януковических» лет
Валерий Хаит – тот самый капитан той самой команды КВН «Одесские трубочисты», чемпиона сезона 1966–1967, над шутками которой смеялись до слез еще наши бабушки. Но шутки забываются, а чувство юмора, раз и навсегда подаренное природой, остается навсегда.
Именно поэтому Валерий Хаит шутит всю жизнь. Под его руководством обретала свою популярность команда джентльменов Одесского университета. Знаменитая «Юморина», ставшая «фишкой» Одессы, – это дело в том числе и его рук тоже. А еще – телепроект «Джентльмен-шоу», в котором он был самым главным автором, и юмористический журнал «Фонтан», в котором он до сих пор остается самым главным редактором, и Всемирный клуб одесситов, где он не самый главный, но второй после Жванецкого.
Кроме того, Валерий Хаит пишет очень смешные книги и на полном серьезе коллекционирует лучшие образцы остроумия прошлого и настоящего. Несколько лет назад в серии «Антология сатиры и юмора России ХХ века» был издан том «Одесский юмор», составленный Хаитом.
Благодаря его усилиям три года назад в Одессе появился памятник Исааку Бабелю, деньги на который собирали всем народом, – проект так и назывался: «Всенародный сбор средств».
Как и положено настоящему одесситу, Валерий Хаит влюблен в свой город, за судьбу которого переживает так же, как и за судьбу Украины. На своей странице в Facebook он выложил письмо, адресованное «друзьям-оппонентам» – «Страсти по Майдану».
«Я вдруг почувствовал, как мне нравится моя страна и как я горжусь быть ее гражданином. Да, я пишу этот текст на русском языке, но прекрасный этот язык, этот воздух, которым я дышал с детства, совсем не виновен в том, что на нем выражают свои убогие мысли в том числе и враги моей прекрасной свободолюбивой Родины – Украины…» – написал Валерий Хаит в одном из самых серьезных своих текстов.
Электронным «Фонтаном» нельзя обмахиваться и прихлопнуть муху, но для этого, согласитесь, есть другие печатные издания
– Валерий Исаакович, сегодня в аптеках антидепрессанты разбирают быстрее, чем горчичники. Время такое… Но в отличие от простуды, депрессию, наверное, можно лечить с помощью юмора. Что из смешных «лекарств» посоветуете?
– Читайте журнал «Фонтан»! Три раза в день. Хотя бы по фразе, или четверостишию. И обязательно рассказ перед сном. Очень помогает! Вот адрес: fontan-humor-odessa.com
– У «Фонтана» появилась электронная версия – он в некотором смысле вступил в новую жизнь. С чем это связано?
– 17 лет «Фонтан» был бумажным. За это время вышло 203 номера. Причем выходили мы точно раз в месяц. И, между прочим, этой точностью очень гордились. Но в последние полгода-год мы почувствовали, что «Фонтан» стали реже покупать. И подписчиков стало меньше. Причины понятные – война. К тому же, нам давно советовали: переходите в интернет. Мол, интернет сегодня «рулит», и основная масса читателей постепенно перемещается в сеть. Ну и, конечно, финансовые причины. У нас ведь журнал полноцветный, на хорошей бумаге (спасибо нашему многолетнему издателю – известному в Одессе бизнесмену и меценату Валерию Горелову), а печать очень дорогая. Электронный вариант позволяет уменьшить и затраты.
– У «живого», бумажного журнала с прекрасными иллюстрациями, пахнущего типографской краской, каким до сих пор его знали и любили читатели, есть душа. Электронный «Фонтан» не станет бездушным?
– Думаю, нет. Ведь все поначалу предполагали, что «цифра» убьет «букву». Но этого не случилось. Многие бумажные издания стали электронными, однако популярность не потеряли. Да, нам известно, что люди жалеют о бумажном «Фонтане». Как мы их понимаем! Но при этом уверены, что и электронный «Фонтан» имеет свои преимущества. Ну, во-первых, его никто из соседей не сможет вытащить из почтового ящика. Во-вторых, он со временем не загромоздит антресоли. Им, правда, нельзя обмахиваться и прихлопнуть муху, но для этого, согласитесь, есть другие печатные издания.
– За последний год в нашей жизни изменилось очень многое. Вряд ли в Украине найдутся люди, которые не пропустили бы эти перемены через себя. Ощущается ли это в произведениях ваших авторов?
– Многие авторы живут очень далеко и не совсем в курсе. Но наши, украинские, шлют иногда и, так сказать, животрепещущее. Вот, скажем, один из моих лучших авторов – дончанин Вячеслав Верховский: он уже несколько месяцев присылает мне разной формы тексты о том, что там происходит. Кстати, он последним из жителей своей многоэтажки покинул Донецк. Теперь живет с семьей в Бердянске. Не дай Бог, придется еще и оттуда уезжать…
Вот несколько его миниатюр, так сказать, с места событий:
* * *
Донецк. Район Пожарной площади. Мимо шествующий дядька вдруг внезапно обращается ко мне:
– У вас тут банкомат не попадался?
Я, готовый услужить:
– Так вот же он!
И тут, буквально холодея на глазах, в его руках я замечаю монтировку.
Так я оказался соучастником.
«Трудовые» будни «ДНР»…
* * *
Как стыдно жить в Донецке! Подчеркиваю: не страшно, люди, а именно стыдно. Был я в Киеве.
Спросили: «Вы откуда?» Я отвечал: «Та здесь, недалеко…»
* * *
Кому война, кому мать родна. Мне известна женщина, которая на нервной почве похорошела
Если фразы Путина типа «мочить в сортире» призваны повысить его рейтинг среди народонаселения, то вполне понятно, за кого он этот самый народ принимает
– Для того, чтобы попасть на одесскую «Юморину», многие каждый год специально брали отпуск в еще холодном апреле и ехали в Одессу – окунуться, пусть не в море, зато в атмосферу легкости и праздника. 2014-й не стал исключением?
– Нет, в этом году «Юморины» не было. Ее благоразумно отменили. И правильно – 1-го апреля в Одессе всегда море народу. Что сегодня чревато. Но, скажем, кинофестиваль в июле прошел. И 220-летие города в начале сентября тоже очень широко отметили. В том числе и с юмором. Просто люди инстинктивно цепляются за мирную жизнь. Можно ли их осуждать за это? Не думаю. Война противопоказана нормальным людям…
– О личности Путина сегодня судят по его поступкам не только политологи, но и психиатры. Одни утверждают, что он здоров и циничен, другие говорят о его невменяемости. А как, по-вашему, у него с чувством юмора? И может ли в принципе им обладать человек недобрый?
– Да, юмор политика говорит о нем очень многое. О психическом здоровье Путина судить не берусь, а вот что касается его чувства юмора… Заявив в самом начале свой культурный уровень словами «мочить в сортире», он и дальше демонстрировал шутки такого же пошиба. И если подобные фразы были призваны повысить его рейтинг среди народонаселения (а президенты, как известно, ничего просто так не произносят), то вполне понятно, за кого он этот самый народ принимает.
Помнится, когда Рейган, президент США, был ранен при покушении, на следующий день в телеэфире прозвучала его блестящая реплика: мол, простите, не смог от пули увернуться, возраст уже не тот. Я слышу в этой фразе не только тонкий юмор, но и уважение к своим согражданам.
А как Путин недавно пошутил в присутствии Ангелы Меркель? Видели? Рассказав своими словами неплохой, кстати, еврейский анекдот, у которого лишь один недостаток – при дамах его рассказывать нельзя, – он в очередной раз продемонстрировал свое хамство и бескультурье. Вы видели, как эта строгая фрау на него посмотрела? С каким недоуменным презрением?
А еще в теме «юмор и власть» есть и другой аспект. Это когда властитель сам становится комической фигурой. Обратите внимание: как только это происходит, значит, скоро ему конец. Так и с Хрущевым было, и с Горбачевым. О Януковиче я уже и не говорю. А о вышеупомянутом господине, возглавляющего соседнюю страну, вы и сами знаете. Над ним, между прочим, весь мир смеется… Вот бы примета поскорей сработала!
– На своей странице в Facebook вы написали: «Украина стала центром Европы и мира. Идет последняя битва будущего с прошлым». Но вот последняя ли? На парламентских выборах половина одесситов проголосовала за «Оппозиционный блок», в который вошли люди, имеющие отношение к команде Януковича. Означает ли это, что Одесса с прошлым расставаться пока не хочет?
– Вообще расставаться с чем-нибудь, менять какой-никакой, а привычный уклад жизни любят далеко не все. Я думаю, что такое голосование в Одессе, (в значительной степени объясняемое, уверен, фальсификациями), связано не с позицией людей, а просто с нелюбовью к переменам. Одесса – аполитичный город. Здесь люди живут, в общем, неплохо и что-то менять не очень-то настроены. Конечно, и фактор падения нравов имеет значение, но это проблема общая, можно сказать, мировая. А вообще в последние годы за Одессу все чаще и чаще становится как-то неловко…
– Если бы чувство юмора было обязательным качеством для всех политиков, войны бы прекратились?
– Думаю, их стало бы значительно меньше. Юмор и в политике — вещь незаменимая. Давно известно, что на самых сложных дипломатических переговорах, в наиболее тупиковые моменты, стоит прозвучать удачной шутке — и тут же ситуация разряжается, а зачастую и решение находится нужное. Но меня интересует более узкая тема – юмор во властных кабинетах. Любопытно все-таки: какие там шутки и анекдоты звучат за закрытыми дверями? Подозреваю, что уровень этого самого начальственного юмора говорит и об интеллектуальном уровне руководителей в принципе.
Много говорят о юморе Сталина. Приводят примеры. Но во всех этих рассказах есть, согласитесь, какая-то подобострастность, лакейство. Нетрудно представить, как вождь, попыхивая трубкой и ухмыляясь в усы, произносит сакраментальное: «Есть человек — есть проблема, нет человека — нет проблемы». И как радостно смеются при этом и аплодируют его навек перепуганные соратники.
Известно, что блестящими остроумцами были Черчилль и де Голль. И почему-то кажется, что во времена их правления в Англии и во Франции невозможны были бы эстрадные программы вроде «Кривого зеркала» или «Аншлага». Вот кажется мне так почему-то — и все!
Одесса еще жива. И чокаться за нее можно смело!
– Позиция многих российских актеров, режиссеров, писателей по отношению к тому, что происходит сегодня в Украине, стала ударом для украинских патриотов, которые были и все еще остаются их почитателями. Но не все подписывают письма в поддержку политики Путина – кто-то молчит, не соглашаясь, кто-то соглашается молча. Во время своего июньского концерта в Киеве Жванецкий, как всегда, сказал умнее всех: «Умные люди, я так считаю, уже давно думают одинаково». Но свою позицию он нигде не озвучивал. А у вас случался с ним разговор на тему отношений России и Украины?
– Что значит «не озвучивал»? Вы были на его сентябрьском концерте в Киеве? Нет? А знаете, какой была его первая фраза, когда он вышел на сцену Октябрьского дворца? «Здравствуй, родная вражеская страна!» Это что, не позиция?! Вставший при его появлении зал взорвался смехом. Всем сразу все стало ясно… А вообще Михал Михалыч никогда не был диссидентом. Но при этом всегда учил нас свободе. Что делать, мы оказались плохими учениками…
________________________________________
– Убавилось ли за последнее время в вашей телефонной книге количество имен тех, с кем уже не хочется общаться из-за несовпадения взглядов?
– Эта проблема очень острая и болезненная. Вот уж где формула «друзья познаются в беде» сработала на сто процентов. Люди попали в непривычную ситуацию, и во многом стало ясно, кто есть кто. А вообще на эту тему я как-то написал в Facebook большой текст «Страсти по Майдану», где есть ответ и на ваш вопрос: «…говорят, что мировоззрение – одно, а отношение – другое. У меня, кстати, тоже есть формула, так сказать, на все случаи жизни: дружба дороже! Обнаружилось, что, видимо, не на все…»
– Говорят, вы давно уже не смотрите современный «КВН». Почему? Вам не смешно?
– То, что сегодня называется этой привычной аббревиатурой, к тому КВНу, в который играли мы и который потом, после 15-летнего перерыва, возобновился в самом начале перестройки, то есть к КВНу как интеллектуальной импровизационной игре, отношения не имеет. Сегодня это просто популярное коммерческое шоу, которое дает большой рейтинг и, соответственно, большие деньги. Причем шоу со всеми элементами: пением, хореографией, оформлением сцены от Бориса Краснова, с жюри, где сидят суперзвезды ТВ. А импровизации практически нет, конкурс капитанов, когда-то самый популярный в КВН, исчез. Разминка – не игра ума, а просто дежурный номер.
– Как вы оцениваете шутки «95-го Квартала»?
– К «95-му Кварталу» я отношусь спокойно. Может быть, потому, что практически их не смотрю. У них неплохие авторы. Бывают очень удачные вещи. Но мне не хватает в их выступлениях обаяния, что ли… Девушка там очень талантливая. Ребята, конечно, молодцы. Умело распорядились своей популярностью. Так же, как и квнщики в России, ставшие «Камеди Клаб». Честно говоря, я предпочитаю другой юмор, не самодеятельный. Такой, скажем, как у Театра «Квартет И». И поверьте, не только потому, что там работает мой младший сын Слава.
– Такое явление как «одесский народный юмор» – уличный, трамвайный, рыночный, дворовой – еще существует?
– Спасибо за вопрос. Он как раз по адресу. Дело в том, что я на протяжении многих лет записываю услышанное в Одессе. У меня даже вышла книга «Дедушка танцует на балконе» – такое своеобразное «избранное из услышанного».
– Почему дедушка? И почему вдруг на балконе?
– Моя жена как-то вспомнила такую историю. Наш младший сын Слава вместе со своим школьным другом Лешей Барацем поступали в московский ГИТИС. Я тогда был в Москве, болел за них. Наконец наступил день, когда должны были вывесить списки поступивших. И вот жена рассказывает: «Я куда-то срочно должна была поехать. Еду и думаю: вот ты сейчас мне звонишь из Москвы домой (мобильных тогда еще не было), а меня нет. Как же узнать, поступили ли дети? Решила позвонить Лешиным родителям. Помню, даже «двушки» не было, попросила у кого-то. Звоню, трубку берет бабушка. Говорю: «Это Юля. Ну что, поступили наши мальчики?» В ответ слышу: «Ну что тебе сказать? Дедушка танцует на балконе!».
– А можно еще «отсыпать» немного ваших, книжных, или живых, одесских зарисовок?
– Пожалуйста.
***
Три полных женщины садятся в машину на заднее сиденье. Волнуются, что не поместятся. Одна говорит: «Давайте сядем черепицей!»
***
Чтобы борщ получился, ему нужно полностью отдаться!
***
Врач сказала: «Кардиограмма – как рыба. Она всегда должна быть свежей»
***
В феврале 96-го Зиновий Ефимович Гердт снимался в Одессе у какого-то греческого режиссера и жил с женой в гостинице «Красная». Завтрак из любви и уважения к артисту приносила в номер сама метрдотель ресторана – видная, яркая одесская женщина. Она стучала в дверь и, когда жена Гердта ей открывала, торжественно входила в номер и спрашивала: «Ну что, мой уже встал?»
***
В застольном разговоре возникает тема: что происходит с Одессой. Многие, мол, уезжают, город становится другим. Словом, жива ли еще Одесса? И тут кто-то предлагает за нее выпить. Игорь Кнеллер говорит: «Так что, будем все-таки чокаться или нет?»
***
Я думаю, Одесса жива, как жива и Украина. И чокаться за них можно смело.
– И все же в нынешней Одессе вам чего-то не хватает?
– Одесса самодостаточна. В ней всегда всего хватает. Но, к сожалению, много и лишнего. Как и во всей Украине. Того, что появилось в последние 10 лет, особенно за четыре «януковических» года. От этого, к сожалению, избавиться очень трудно. Но надо! Надеюсь, Одесса, как и вся Украина, сумеет стряхнуть с себя этот убогий и постыдный шлейф.
Татьяна ОРЕЛ