8 октября 1950 года в 16.17 по местному времени два американских истребителя F-80C Shooting Star («Метеор») из состава 49 FBG (истребительно-бомбардировочная эскадрилья) ВВС США вторглись в советское воздушное пространство и, углубившись почти на сто километров, атаковали советский военный полевой аэродром «Сухая речка».
Американской атаке подвергся аэродром авиации Тихоокеанского флота, куда, на время учений перебазировались 821-й истребительный авиаполк 190-й авиадивизии. Под удар американских истребителей попала 1-ая авиаэскадрилья данного полка, находившаяся в тот момент на боевом дежурстве. По официальным данным были повреждены 7 самолетов эскадрильи, один из них — Р-63 был полностью уничтожен, остальные получили повреждения разной степени тяжести.
Американские самолеты совершили два захода с обстрелом аэродрома, после чего удалились в сторону государственной границы.
В момент атаки на аэродром командир полка полковник Савельев В.И. находился в наземных войсках с начштаба авиакорпуса, организуя взаимодействие на период учений. Вместо него за командира полка на аэродроме оставался зам. командира полка подполковник Виноградов Н.С., который вместо того, чтобы поднять в небо дежурную эскадрилью, высадил лётчиков из самолётов. Это позволило американцам нанести урон и остаться безнаказанными, хотя в оправдание Виноградову можно отметить, что стоявшие на вооружении 821-го полка «кингкобры» не могли тягаться в воздушном бою с F-80.
Впрочем, никакие доводы комсоставу полка не помогли. Полковник Савельев и подполковник Виноградов были отданы под трибунал и судом офицерской чести были понижены в должности, за «слабое воспитание личного состава полка». Из Подмосковья на Дальний Восток была срочно переброшена 303-я авиационная дивизия, имевшая в своем составе реактивные «МИГ-15».
На следующий день после налёта представитель СССР выступил с официальным протестом в ООН. Через 11 дней президент США Гарри Трумэн выступил с обращением, в котором признал вину США, предложил «…предоставить средства для возмещения любого ущерба, нанесенного советской собственности» и сообщил о том, что командир полка ВВС США на Дальнем Востоке освобожден от должности, а лётчики отданы под трибунал.
Свидетельства очевидцев отличаются от официальной версии. По воспоминаниям В. Н. Забелина, бывшего начальника службы безопасности полетов 76 Воздушной Армии и служившего в том самом 821-ом полку, американцы уничтожили более 20 самолетов. Нападение он считал провокацией.
Сами же американские лётчики объясняли свои действия ошибкой в навигации (радионавигации тогда не было); красные звезды с белым ободком на фюзеляжах самолётов лётчики якобы приняли за опознавательные знаки северокорейцев. Однако эта версия уже тогда не выдерживала никакой критики. Очертания тихоокеанского побережья на подходе к цели были прекрасно различимы с воздуха и совсем не похожи на те, что вблизи корейского аэродрома Чхонджин. К тому же в день налета была ясная и солнечная погода, что исключала потерю ориентировки американскими пилотами.
При этом утверждение советской стороны об отсутствии потерь среди личного состава так же ставилась под сомнение. Хотя согласно официальной версии человеческих жертв при налете в полку не было (что подтверждает и тот же В. Н. Забелин), однако…
В списке памятников Хасанского района Приморского края под номером 106 значится «братская безымянная могила летчиков, погибших при отражении американских бомбардировщиков в 1950 году». Там же указано, что могила находится у села Перевозное, которое как раз находилось на бывшей территории военного городка Сухая Речка.
63
https://eadaily.com/ru/news/