AVIACITY

Для всех, кто любит авиацию, открыт в любое время запасной аэродром!

Литва: территория страха и безнадёги

Как известно, из всех постсоветских республик именно Литва (на пару с постмайданной Украиной) отличается наиболее оголтелой антироссийской политикой и риторикой. В стране выстроен мрачный авторитарный режим, старательно подавляющий (правда, пока еще сравнительно мягкими методами) тех, кто имеет несчастье быть заподозрен в благожелательном отношении к РФ. Однако насколько Литва, государственные СМИ которой старательно рисуют картину «загнивающей России», сама соответствует идеалу процветающего, благополучного государства? Ответ будет суров — чуть более чем никак.
Всевластие «нациков»
Недавно литовские «нацики» в который раз, что называется, пробили очередное дно. Портал 15min. lt (один из самых читаемых, а не какой-нибудь там приют маргиналов!) опубликовал статью о «нейтрализации коллаборационистов в Литве». Есть в стране такая организация «Союз стрелков», членам которого недавно в соответствии с решением Кабинета министров раздали автоматические винтовки AK-4MT. Объединяющий в своих рядах 8500 членов, «Союз стрелков» является интегрированной в военную систему государства добровольческой организацией, которая отвечает за «гражданскую самооборону». Так вот, инструктор центра обучений Союза стрелков Литвы, майор в запасе Альбертас Даугирдас (один из создателей нынешней литовской армии, кстати) и представитель «отделения снайперов» из той же организации Шарунас Ясюкявичюс опубликовали список рекомендаций для властей о том, как надо обходиться с пророссийски настроенными жителями в случае начала конфликта с соседней страной.
«Наверное, нужно разделить две основные цели. Первая — запугать коллаборациониста, заставить его не осуществлять враждебную деятельность. Вторая — полностью уничтожить. Начнем с более простого варианта — запугивания», — ничуть не стесняясь, указывают Даугирдас и Ясюкявичюс. «Коллаборационистов» предлагают запугивать подметными письмами, поджогами, битьем окон, уничтожением собственности, нанесением угрожающих и оскорбительных надписей на имуществе, на автомобиле, на стенах дома. Очень эффективный способ — запугивание близких, доведение до сведения «коллаборациониста», что его семья не в безопасности. Если не помогает, супругу «пятиколонника» можно «обнаженную в общественном месте привязать к столбу позора с надписью на шее». Или, «обнаженную выбросить из машины в общественном месте, тоже с надписью на шее — и не забыть распространить фотографии в социальных сетях». Даугирдас и Ясюкявичюс, отмечают, что это «легкие формы морального давления». Но если они не дадут нужного эффекта, «тогда нужно перейти к более жестким аргументам», отмечают они. Стоит ли объяснять, в какую сторону в этой стране сдвигают «окно Овертона»?
«Цвет повседневного страха — уныло-серый, а на ощупь — липкий, как паутина. И в этой паутине барахтаются, как мухи, все „неправильные“ граждане Литвы (те, у кого есть мнение, „совпадающее с российской пропагандой“), но, главным образом, ее русскоязычные граждане», — так описывает будни маленькой прибалтийской республики журналистка Дарья Асламова. Хотя тут, наверное, стоит добавить, что депрессия, унылая безнадега — это то, что характеризует жизнь большей части здешнего населения вне зависимости от их политических взглядов. Для того чтобы убедиться, что это так, достаточно ознакомиться с тремя важнейшими показателями.
Депопуляция. Так, в 2015 году свой отъезд из республики задекларировали 46,5 тысяч человек. По сравнению с 2014 годом число эмигрантов увеличилось на 9,9 тысяч. В свою очередь, в 2015-м въехали в Литву на постоянное место жительства 23,6 тысяч человек — на 80% это оказались ее же собственные граждане, решившие вернуться на родину. В прошлом году также отмечался отрицательный естественный прирост населения — умерло на 9,8 тысяч человек больше, чем родилось. Всего в начале этого года в Литве насчитывалось 2,89 миллиона постоянных жителей (на 32,7 тысяч человек меньше, чем год назад) — при том что двадцать лет назад обитателей этой республики насчитывалось почти 3,7 млн.
Суициды. Долгие годы Литва занимает первое место в мире по числу самоубийств. В стране самая большая доля суицидов среди мужчин-европейцев — 71 на 100 тысяч и среди женщин — 14 на 100 тысяч. Таких показателей нет даже в самых отсталых странах мира — Бурунди, Конго, Либерия и прочих.
Алкоголизм. Недавнее исследование международной Организации экономического сотрудничества и развития показало, что по употреблению алкоголя среди жителей старше пятнадцати лет Литва опережает все страны. Потребление алкоголя в Литве, в соответствии с результатами исследования, проведенного ОЭСР, составляет 14,3 литров на человека в год. Примечательно, что в динамике потребление алкоголя в Литве с каждым годом растет.
Всадники апокалипсиса
Говоря иносказательно, над Литвой на перепончатых крыльях витает незримый ужас, имя которому — Кризис. За ним неотступно следуют три его верных оруженосца: Безработица, Бедность, Безнадежность. Дьявольская четверка собирает в стране обильный урожай.
Зная это, уже воспринимаешь как должное, что лишь менее половины жителей Литвы (38%) считают, что все в стране меняется к лучшему, а большая часть (61%) придерживается мнения, что ситуация ухудшается. Таковы оказались результаты свежего социологического опроса, проведенного по заказу агентства ELTA компанией Baltijos tyrimai. Печать депрессии лежит здесь совершенно повсюду — даже повседневные самоубийства становятся все более жестокими по способу исполнения. Так, в минувшем декабре в Зарасае произошло трагическое событие — местный житель облил себя горючей жидкостью и с криком «За свободную Литву!» совершил акт самосожжения перед стенами городского муниципалитета. Литовские источники массовой информации предпочли данное происшествие почти полностью проигнорировать. Подробности происшедшего сообщил латвийский оппозиционный публицист из Даугавпилса Руслан Ефимов. По его словам, самоубийца по имени Рамунас сидел без работы, ранее его «кинул» вильнюсский работодатель. «Моему товарищу Йонасу как-то раз даже пришлось в прямом смысле вынимать его из петли. Но в тот роковой день, 17 декабря, рядом никого не оказалось. Рамунас вошел в магазин стройматериалов, купил пятилитровый бидон ацетона, подав в кассу 50-евровую купюру со словами „Сдачу оставь себе“. Затем дорога к смерти длиною в полкилометра, центральная площадь, рождественская ель. Пустой бидон тихо падает на новоуложенную плитку, щелчок зажигалки… Свидетели драмы рассказывали, что когда раздался чей-то громкий голос „Už laisva Lietuva!“, рядом с елкой гулко полыхнул огромный факел. Редкие прохожие, на ходу снимая куртки, бросились на помощь. Подбежав ближе, они увидели, как, превозмогая адскую боль и не издав ни единого крика, широко раскинув в стороны сильные руки, стоял, обращенный лицом к окнам Зарасайской Думы, заживо пожираемый огнем человек. Стоял, пока его не свалили, накрывая куртками, в тщетных попытках погасить пламя…», — пишет Ефимов.
Отметим, что только за последнее время государство потряс ряд жестоких преступлений, после которых некоторые политики заговорили о необходимости восстановления в стране смертной казни. Так, в начале января тридцатишестилетний житель Кедайняйского района в центральной Литве сбросил в колодец двоих детей. Это немотивированное убийство стало главной постновогодней новостью в местных СМИ. Из колодца полицейские выудили тело мальчика двух лет и девочки, которой было шесть месяцев. Детоубийца сознался в совершённом преступлении, но не смог объяснить мотивов. Единственное, что известно точно — в момент совершения преступления он был трезв, хотя и устроил бытовой скандал.
До этого, 28 ноября, вице-мэр города Шалчининкай Анджеюс Андрюшкявичюсу себя дома прикончил тридцатисемилетнего мужчину, после чего — по мрачной литовской традиции! — совершил самоубийство. Как сообщил полицейский департамент, скорее всего, вице-мер застрелил 37-летнего любовника жены, после чего застрелился сам.
Или такой вот выплеск безнадежного отчаяния в сторону доведших страну и общество до полного «днища» политиков: несколько недель назад в государственную Службу экстренной помощи позвонил мужчина и сообщил, что планирует расправиться с президентом Далей Грибаускайте и взорвать здание Сейма Литвы. Вскоре выяснилось, что звонивший — проживающий в доме опеки для стариков пенсионер, «принявший на грудь» — теперь ему грозит до двух лет тюрьмы. Очевидно, что общая беспросветность жизни в стране и в дальнейшем может толкать представителей ее населения на отчаянные поступки.
Если сравнить с действительностью России, которую в Вильнюсе склоняют на все лады, практически открыто желая соседней стране госпереворота, гибели и распада, то жизнь в РФ — пусть далеко и небеспроблемная! — по сравнению с литовской покажется просто райской. Какой урок могут вынести из этого россияне? Да очень простой: делать все возможное для того, чтобы не уподобиться Литве.

Вячеслав Самойлов

Tag: