В последнее время, особенно на протяжении прошедших пяти дней, участились разговоры о подготовке Украиной очередного решительного наступления в Донбассе. Ближайшими предположительными сроками его начала называются 26-27 октября. По этому поводу уже высказался даже Игорь Стрелков, указавший на опасность военного поражения Новороссии и обратившийся за помощью к России. В этой связи видится необходимым попробовать оценить реальный масштаб и состав украинской армии на данный момент.
Весной текущего года Вооруженные силы Украины насчитывали восемнадцать полновесных бригад. В том числе: 2 танковые (1-я и 17-я); 8 механизированных (24, 28, 30, 51, 72, 92, 93, 128-я); 4 десантные (25, 79, 80, 95-я); 3 артиллерийские (11, 26, 55-я) и 1 ракетная. Плюс семь отдельных полков: 80-й аэромобильный; 15, 27 и 107-й полки реактивной артиллерии; 2, 3 и 8-й полки специального назначения. Кроме них Украина имела еще некоторый список частей обеспечения. Отдельные инженерные батальоны, батальоны и роты связи, всяких там фельдъегерей, медиков, управления тыла и штабные основы.
По своей списочной численности, и в особенности по объему складских запасов тяжелого вооружения, еще на февраль 2014 года украинская сухопутная армия уверенно входила в пятерку крупнейших в Европе. Потом начались бои на юго-востоке страны, закончившиеся целым рядом сокрушительных поражений. Шокирующий первый котел 1.0 у российской границы. Потом упорные бои за Саур-Могилу. Проигранное сражение за Иловайск. Далее котел 2.0. Окружение в районе Ждановки. Едва не оставленный Мариуполь. Практически полностью оказались уничтоженными военно-воздушные силы страны. Огромные потери в живой силе, и в особенности в технике. Так что же осталось от украинской армии на данный момент? В этом мы сейчас и попробуем разобраться.
Для ведения боевых действий на базе танковых, пехотных и десантных бригад формировались автономные единицы — батальонные тактические группы, способные самостоятельно решать задачи на поле боя. Если по-простому, то БТГ представляет собой штатный батальон как унитарную основу, усиленный разведывательной ротой, ротой тяжелого оружия (если основной бат — пехотный, или парой рот пехоты, если в основе танковый бат), артиллерийской батареей, взводом связи, тыловиками, ремонтниками и медиками. Так, механизированная бригада, имеющая по штату 4200 человек, выставляла две БТГ численностью 1400 человек.
При этом в пункте постоянной дислокации остаются штаб бригады, тыловая рембаза и несколько боевых рот (например, 4 механизированные и 2 танковые) для организации процесса ротации частей, компенсирования потерь и организации обучения поступающего маршевого пополнения. БТГ бывают танковыми и пехотными. Последние делятся на тяжелые и легкие. Тяжелые сформированы на базе механизированных бригад и в своем составе имеют разведывательную роту, снайперскую роту, до 4 батарей ствольной и реактивной артиллерии, и могут насчитывать до 2 тыс. человек. Легкие формируются на основе десантных частей и прочей пехоты. Как правило, собственных танков и дивизионов артиллерии они не имеют. Зато отличаются высокой подвижностью и легко, как конструктор «лего», монтируются в конфигурацию, необходимую в конкретных условиях боевой обстановки и с учетом специфики местности.
К настоящему моменту ВСУ располагают минимум восемью, максимум девятью тяжелыми БТГ на основе механизированных бригад. В том числе: по 2 БТГ сформированы на основе 24-й и 30-й бригад; по одной — в 72, 92, 93 и 128-й бригадах. Непонятной остается судьба 51-й мехбригады. Дело в том, что после летнего тотального разгрома и случаев массового дезертирства ее частей в летних боях указом Порошенко она расформирована. На ее базе будет создана новая, 14-я, механизированная бригада, которая должна появиться в реальности в ноябре — декабре текущего года. По плану.
Как на самом деле — Бог его знает. Но к моменту указа в зоне АТО продолжала воевать относительно целая одна БТГ 51 ОМБр. Ее вроде как отводить в тыл не стали, а просто переподчинили командованию 128-й бригады и оставили на фронте. Это порождает указанную выше неопределенность. Если считать по максимуму, в тяжелых БТГ штаб АТО имеет 12600 «штыков», около 130 танков, примерно 350 бронемашин различных типов. Правда, после огромной летней «убыли» техники это уже коробки второго и даже третьего сорта. Восстановленные с баз хранения резерва. Еще есть почти полностью разбитая, но спешно восстановленная 28-я мехбригада, которая выведена из зоны АТО и находится в резерве Генштаба. На ее основе тоже можно создать одну, максимум две БТГ, но уже тяжелых только по названию. Однако, какой-никакой, но резерв.
Несмотря на апрельский инцидент с 25-й воздушно-десантной бригадой, которую тогда сгоряча даже собирались расформировать вчистую, в течение летних боев именно десантные части показали наибольшую боевую стойкость и реальную эффективность. Ощутив это, командование вскоре стало забивать ими буквально каждый гвоздь, что обернулось очень высокой ценой. К примеру, 79-я аэромобильная бригада свое существование прекратила вообще. Из ее остатков удалось наскрести всего один батальон. Назвали гордо — «Феникс». По бумагам он тоже аэромобильный, но по сути — мало чем отличается от батальонов территориальных. Тем не менее по учету это десантная БТГ, правда, численностью 600 человек.
Впрочем, у остальных трех бригад дела обстоят немногим лучше. К примеру, остатки двух батов 25-й ОВДБр до сих пор сидят в окружении у Дьяково и Петровского. Так что в сумме десантники смогли выставить всего 4 «легкие» БТГ, по одной от каждой бригады. Плюс очень-очень легкий батальон от горнострелков и фактически ротная тактическая группа (до 300 человек) от 80-го отдельного аэромобильного полка. Общим числом 4500 «штыков» и 160-170 бронемашин. Причем в большинстве своем это уже старые БТРы, полученные взамен потерянных в боях БМД. Соответственно и оружие поддержки у них — в основном пулеметы вместо башенных автоматических 30-мм пушек.
Огромные потери понесли украинские танковые части. Восполнить к настоящему моменту удалось далеко не все. А новейших «Булатов» 1-я танковая бригада не получила совсем. И не получит, судя по всему, уже никогда. Поэтому к настоящему моменту две украинские танковые бригады смогли выставить в первую линию всего 2 БТГ. Причем уже в августе — сентябре стало ясно, что как баты они командованием не рассматриваются, а служат резервом для раздергивания на куски для усиления резко ослабевшей пехоты.
При этом бат 1-й бригады разбирают на роты, а 17-я разбросана по всему фронту уже повзводно. Взвод, кстати, это три танка. Таким образом, формально в двух танковых БТГ есть около 1000 человек личного состава, 80-90 танков, около 30 бронемашин (в основном БМП). Фактически же они разбросаны мелкими группами по другим частям или используются в качестве усиления при решении отдельных наступательных или оборонительных задач. Хотя от идеи вкапывать танки на блокпостах ополченцы украинских генералов уже отучили.
Точно посчитать состав артиллерийской группировки ВСУ не представляется возможным. На данный момент можно констатировать лишь следующие общие факты. В зоне АТО задействованы все три артбригады, все три отдельных полка РСЗО и ракетная бригада ОТР. Позиции последней находятся в районе командного пункта АТО ВСУ под Краматорском. Активные бои летней кампании привели к значительным потерям, которые оцениваются в 60-65% от изначальной штатной численности. Это позволяет предположить текущую их численность в сумме: 1800 человек и примерно 80-90 буксируемых и самоходных орудий калибра 152 мм.
К ним следует прибавить собственные батареи батальонных тактических групп, состоящих обычно из буксируемых 122-мм гаубиц Д-30 и противотанковых 100-мм пушек МТ-12 «Рапира». В норме БТГ имеет минимум одну, максимум четыре собственные батареи, но сейчас у них вряд ли есть более одной полноценной батареи на батальон. Что позволяет предположить общую численность орудий калибра «до 150-мм» как 60-80 шт. Сюда стоит добавить еще примерно 90-94 буксируемых миномета и не менее 8 230-мм самоходных минометов «Тюльпан». Итого 230-340 орудий и минометов всех калибров.
В сумме армейская составляющая ВСУ на данный момент насчитывает около 20 тыс. личного состава, около 220 танков, до 500 бронированных машин (от остатков БМП/БМД до всевозможных БРДМ-2) и примерно 300 орудий и минометов.
Помимо этого, на Украине созданы еще такие формирования, как Национальная гвардия (бывшие внутренние войска), батальоны территориальной обороны, батальоны патрульной службы особого назначения МВД и батальоны Добровольческого корпуса «Правый сектор». Многие из них имеют запутанную структуру и странную двойную принадлежность, но в этой каше всё же разобраться можно.
В целях скорейшего наращивания численности вооруженных сил на Украине на базе административных областей было сформировано 32 так называемых батальона территориальной обороны (бтро) штатной численностью 430 человек (60 офицеров, 370 рядовых и сержантов). Три роты по 130 человек плюс секция управления. Предполагалось, что эти батальоны займутся только несением охранной и патрульной службы на объектах тыла, поэтому никакого тяжелого оружия им не дали. Даже по сей день почти все они передвигаются на гражданских автомобилях, блиндированных грузовиках и туристических автобусах. В лучшем случае имеют 4-6 БРДМ-2. Самые счастливчики выбили себе по БТРу.
К настоящему моменту их судьба сложилась крайне разнообразно. Семь бтро несут охранную службу в разных областях Украины. Два — 5-й и 12-й — взбунтовались, покинули строй и сейчас бузят в тылу. Власти пытаются их как-то утихомирить, но результата пока не достигли. Однако из списка боеспособных частей их можно смело вычеркивать. Еще четыре — по ротации выведены из зоны АТО в пункты постоянной дислокации и распущены в краткосрочные отпуска. Т.е. на бумаге они есть, но вернутся ли бойцы в казарму в случае очередного разгрома армии — большой вопрос. Так что их можно тоже пока не считать.
Один батальон — 40 бтро «Кривбасс» был полностью разгромлен в котле 2.0. Его командование с поля боя дезертировало, и больше о судьбе этого бата ничего не слышно. Еще два бата до сих пор находятся в стадии формирования и к каким бы то ни было операциям привлечены быть не могут. Таким образом, остаются 16 батальонов очень-очень легкой пехоты, еще более легкой, чем десантники, общей численностью, с учетом уже понесенных потерь и некоторого пополнения в результате «третьей волны мобилизации», насчитывают 6400 «штыков», около 20 минометов и никакого собственного тяжелого вооружения. Должны были сидеть в тылу, но острый дефицит пехоты заставил командование выставить их в первую линию.
Параллельно с батальонами территориальной обороны в МВД Украины из своих сотрудников созданы батальоны патрульной службы особого назначения (бпсон). Очень специфические формирования с весьма узкими задачами «обеспечения режима в тылу армии». В сущности, это милиционеры патрульно-постовой службы, которым дали другую форму и отправили на фронт. Средняя численность бпсон — 180-200 человек. Основная задача — служба на блокпостах, сопровождение конвоев, зачистка территории после ее занятия армейскими частями, общие контрпартизанские операции, выявление и задержание «подозрительных лиц и иностранных шпионов». В первой линии появляются крайне редко. В основном «работают в тылу», но, если штабных прижмет, они вполне могут задействовать бпсон в качестве линейной пехоты.
Всего сформировано 28 бпсон. Правда, один из них — «Шахтерск» — за массовое мародерство расформирован с позором, еще 7 находятся в пунктах постоянной дислокации и восстанавливаются после полного разгрома в боях июля — августа текущего года. Оставшиеся 20 находятся в зоне АТО. При этом два из них — «Днепр» и «Азов» — за особые заслуги развернуты в полки численностью 900 человек и передачей им собственного тяжелого вооружения. Правда, получили ли они обещанное — на данный момент не известно. С учетом всего перечисленного, общую численность спецбатальонов МВД можно оценивать в размере 5400 «штыков» такой же легкой пехоты, как батальоны территориальной обороны.
На основе внутренних войск Украины и «патриотично настроенных добровольцев» еще в апреле 2014 года было начато формирование Национальной гвардии Украины. К настоящему моменту сформировано пять батальонов (1-5-й бон НГ) численностью примерно по 490 человек каждый. В сущности, они мало чем, кроме принадлежности, отличаются от батальонов территориальной обороны. Но бронетехникой снабжаются лучше. Все бон НГ находятся в зоне АТО и участвуют в боях. Кстати, в подвалах и тоннелях донецкого аэропорта дерется 5-й бон НГ. Общая численность Национальной гвардии оценивается в 2450 человек и до 50 единиц легкой бронетехники.
Кроме полностью официальных, в составе вооруженных формирований Украины существует компонент с нечетким статусом. Называется он — батальоны «Правого сектора», объединенные в Украинский Добровольческий корпус. Формально находятся под эгидой сразу и армии, и МВД. Хотя при этом нередко ведут «свою собственную войну». На данный момент все они находятся в зоне АТО. 1-й Закарпатский, 2-й Львовский, 3-й Волынский, 4-й Ровенский, 5-й Ивано-Франковский, 6-й Тернопольский. Еще мелькали сообщения о существовании некоего 9-го б ПС УДК и батальона ОУН, но в штатах ВСУ эти два подразделения не числятся точно. Численность одного бата ПС колеблется от 240 до 400 человек. Если считать в среднем, то весь УДК насчитывает примерно 1500-2000 «штыков». Вооружение только легкое стрелковое.
Ко всем перечисленным также следует добавить около 900 бойцов трех (2-й Киевский, 3-й Кировоградский и 8-й Хмельницкий) отдельных полков специального назначения (п СпН), сводный батальон «Беркут» (примерно 400 человек), роту морской пехоты Украины (около 200 человек), четыре сводные роты особого назначения Госпогранслужбы и некоторое количество (до 150 человек) прочих «специалистов», например, из состава «особых подразделений» СБУ. Всего подобного «спецназа» на Украине сегодня насчитывается до 2000 человек.
Таким образом, общая численность сил и средств, которые Киев может использовать в ожидаемом «большом и решительном наступлении в эти выходные», составляет 38.250 солдат и офицеров (плюс какое-то количество тыловых структур вроде отдельных рот связи, штабных работников, инженерных батальонов, полевых ремонтных центров, медицинских рот и т.п., которые в бою не участвуют). На их вооружении имеется примерно 220 танков, около 600 легких бронемашин всех видов и типов (включая откровенно нерабочий хлам) и до 350 орудий, минометов и установок залпового огня. При практически полном отсутствии стратегических резервов.
Сила серьезная, но в целом хочется отметить, до часто в последнее время заявляемых 60 тысяч «штыков первой линии» она не дотягивает явно. Если проводить исторические параллели, на юго-востоке Украины наступает весна 1942 года. Вермахт готовится к решительному наступлению. Он еще силен, но это уже далеко не тот вермахт образца лета 1941-го и наступление готовит, безусловно, решительное, но уже совсем не как раньше, по всему фронту. Только на одном участке. Потому что сил на большее нет.
Такая вот складывается общая картина.
Александр Запольскис — независимый эксперт, специально для ИА REGNUM
- amazonS3_cache: a:5:{s:48:»//aviacity.eto-ya.com/files/2014/10/znak-vsu.png»;a:2:{s:2:»id»;i:3460;s:11:»source_type»;s:13:»media-library»;}s:56:»//aviacity.eto-ya.com/files/2014/10/znak-vsu-150×150.png»;a:2:{s:2:»id»;i:3460;s:11:»source_type»;s:13:»media-library»;}s:46:»//cdn.eto-ya.com/aviacity/2014/10/znak-vsu.png»;a:2:{s:2:»id»;i:3460;s:11:»source_type»;s:13:»media-library»;}s:54:»//cdn.eto-ya.com/aviacity/2014/10/znak-vsu-150×150.png»;a:2:{s:2:»id»;i:3460;s:11:»source_type»;s:13:»media-library»;}s:49:»//aviacity.eto-ya.com/files/2014/10/znak-vsu.png&»;a:1:{s:9:»timestamp»;i:1732253986;}}