Западные СМИ все чаще пишут о полетах «пронафталиненных медведей» и говорят, что в России бывают показушные учения «на публику», когда собирают авиатехнику со всей страны. Впрочем изменения к лучшему у нас все таки происходят и новая техника, хоть и в штучных количествах, уже стала поступать на вооружение российских ВВС.
Не секрет, что раньше военные самолеты в России почти все время проводили на земле. Несколько лет назад начальник Генштаба даже сообщил, что около 200 из 300 истребителей МИГ-29 не могут подняться в воздух. Скорее всего, он имел в виду, что им требуется капитальный ремонт на авиазаводах, а некоторые придется разобрать на запчасти и утилизировать.
Говорят, раньше, примерно, три четверти российских самолетов требовали хотя бы мелкого ремонта и более пристального внимания при обслуживании. А при нынешней скученности техники на некоторых авиабазах и нехватке «оригинальных» и сертифицированных запасных частей а также высококлассных технических специалистов сделать качественный ремонт порой достаточно сложно.
К сожалению, ситуация с перехватчиками МиГ-31, вероятно, еще хуже. Напомню, что авиапромышленность построила 533 самолета МиГ-31. Весной 2013 года Владимир Комоедов, председатель комитета по обороне Госдумы РФ, сообщил, что в боеготовом состоянии находится, примерно, 120 самолетов. По другим данным, в России уже в 2012 году было около 100 «лётных» МиГ-31. А сегодня говорят, что модернизации подлежат только 60 самолетов МиГ-31, а остальные, вероятно, могут совершить разве что пробежку по небольшой рулежной полосе и не годятся для модернизации их в МиГ-31БМ.
Получается, что по приказу командования только каждый пятый из произведенных перехватчиков МиГ-31 может взлететь. Но сможет ли он после выполнения учебного полета или боевого задания приземлиться порой никто не знает. Тем не менее, в первой половине 2013 года некоторые влиятельные лица предложили прекратить утилизацию самолетов МиГ-31…
Сейчас перехватчики МиГ-31 в основном летают только тогда, когда их готовят к боевому дежурству либо они на него уже заступили. То есть это настолько ценный самолет, что командование авиационных соединений бережет его, как зеницу ока. Говорят, что к нему даже не всегда подпускают летчиков (особенно молодых): им предлагают совершенствовать свое летное мастерство на тренажерах.
Думается, что для обеспечения противовоздушной и противоракетной безопасности военных объектов России, нужно срочно начать выполнение капитального ремонта перехватчиков МиГ-31 с их одновременной углубленной модернизацией. Чтобы перехватчик стал соответствовать требованиям боя в условиях ведения современной войны надо заняться заменой различного оборудования, блоков и узлов, а также остекления кабины пилота.
Чтобы вдохнуть вторую жизнь в МиГ-31, первый из которых поднялся в воздух почти 40 лет назад, нужны большие средства. Только на проведение опытно-конструкторских работ по МиГ-31 может потребоваться до 30 млрд. рублей.
Скорее всего, нижегородское авиапредприятие «Сокол», где собираются производить модернизацию МиГ-31, будет сдерживаться возможностью поставщиков обеспечить самое совершенное оборудование. Ежегодно будут капитально ремонтировать, вероятно, не более 8-12 самолетов и есть подозрение, что модернизацию могут провести по упрощенному варианту.
Российские СМИ постоянно твердят нам, что МИГ-31 — самый высотный и самый скоростной перехватчик. Действительно, так было задумано более 40-45 лет назад. Но есть некоторые препятствия, которые сегодня наша страна обойти не может. Например, из-за несоответствия остекления кабины пилота предъявленным требованиям перехватчик МиГ-31 часто летает со скоростью всего 1,5 Мах.
Возникающие сложности вынуждают командование искать «варианты». То есть вместо модернизированного высотного и скоростного перехватчика нам, вероятно, могут подсунуть некий трансформер, который будут использовать для бомбометания в прифронтовой полосе. И основания так думать имеются.
Разумеется, делать из устаревшего перехватчика устаревший бомбардировщик, наподобие Су-24, просто бессмысленно. А делать из МиГ-31 бомбардировщик, вроде Су-34, будет слишком накладно и нецелесообразно. Лучше уж увеличить выпуск Су-34.
Кстати, сначала меня удивили слова заслуженного летчика-испытателя полковника Игоря Маликова, что после модернизации МиГ-31 сможет поражать наземные объекты. Но затем все стало понятно. Исходя из реальных возможностей ОПК России конструкторы и летчики-испытатели, словно ювелиры, произвели переогранку старого бриллианта в новый, открыли неизвестные ранее его способности, заставили по новому заиграть всем «граням» этого самолета.
Конечно, совсем не для этого конструировался и предназначался высотный и скоростной перехватчик, чтобы подвешивать на него бомбы. Но, как говорится, «новые времена — новые песни». Например, на модернизированный самолет МиГ-31БМ может быть подвешено до шести корректируемых авиабомб КАБ-1500 или до восьми КАБ-500 с телевизионным или лазерным наведением. А чтобы никто не сомневался, что МиГ-31 будет по прежнему оставаться перехватчиком, сообщу, что его навигационный комплекс будет унифицирован с тем, что установлен на МиГ-29СМТ, а кабина летчика будет напоминать его кабину.
На модернизированном перехватчике с помощью бортовой РЛС максимальная дальность обнаружения воздушных целей будет увеличена до 320 км. По сути, перехватчик будет выполнять роль компактного самолета ДРЛО. Более того, группа из четырех перехватчиков, удаленных друг от друга на расстояние 200 км, сможет контролировать широкий фронт возможного ТВД.
Но и это не все. Учитывая, что этот скоростной перехватчик обычно выполняет боевое патрулирование на скорости 950 км/ч (М=0,9), его дозвуковая практическая дальность может составлять 2200-2400 км. Более того, дозвуковая практическая дальность перехватчика с одной дозаправкой в воздухе может составить 5400 км. То есть перехватчик МиГ-31 может, по сути, выполнять функции воздушного штаба ВВС и ПВО на возможном ТВД.
В связи с этим хотелось бы обратить ваше внимание на один момент. Думается, что низколетящие крылатые ракеты можно будет со значительной эффективностью поражать с помощью современных беспилотных летательных аппаратов (БЛА), которые, возможно, станут поступать на вооружение ВВС России. Надеюсь, вы уже догадались, что автоматическое сопровождение целей и наведение БЛА на крылатые ракеты (для запуска по ним ракет, подвешенных под БЛА) будет осуществлять модернизированный МиГ-31.
Разумеется, использовать перехватчик МиГ-31 в качестве только воздушного командного пункта нецелесообразно, поскольку для этого есть другие самолеты. Речь тут идет немного о другом. Дело в том, что самолеты ДРЛО имеют огромные размеры и их не так уж много состоит на вооружении ВВС. Так вот, если противник нанесет удар первым (а это будет именно так) самолеты ДРЛО будут уничтожены в первую очередь. И произойдет это на земле, т.е. они просто не успеют подняться в воздух (за исключением 2-3 самолетов на всю Россию, которые в этот момент были в полете). Поэтому те перехватчики МиГ-31, которые в момент нападения были на боевом патрулировании и те, которые успеют подняться в воздух по тревоге, смогут выполнять роль временных воздушных «штабов», осуществлять автоматическое сопровождение целей и наведение других истребителей и БЛА на самолеты и крылатые ракеты противника.
Следует отметить, что помимо значительных расходов на НИОКР, потребуются не меньшие средства на саму модернизацию. Учитывая рост цен на все и вся, а также аппетиты всевозможных посредников капитальный ремонт с одновременной углубленной модернизацией перехватчиков МиГ-31 обойдется бюджету, вероятно, более 30 млрд. рублей. А общие расходы на эту программу в итоге могут составить более 60 млрд. рублей. Действительно, это очень дорого, но другого пути у нас, наверное, нет.
У этого варианта есть противники. Во многом они правы, поскольку на реанимирование старой машины уйдет очень много средств и сил. Возможно, за такие деньги можно сконструировать совершенно новый перехватчик. Но времени у нас нет, поскольку воздушное пространство страны надо защищать уже сегодня, а не через 10 лет.
Напомню, что модернизация МиГ-31 прорабатывалась еще в начале 1990-х годов. Но так и не была реализована. Через двадцать с лишним лет вдруг спохватились, что у России открытое небо и предложили начать строить «новые» МиГ-31. Но это невозможно сделать даже физически, поскольку самолет состоит не только из корпуса и двух двигателей…
По словам главнокомандующего Военно-воздушными силами РФ генерала Виктора Бондарева, к 2020 году планируется довести долю современной авиационной техники в войсках до 70 процентов. Вероятно, он имел в виду те самолеты, которые выйдут из заводских цехов. Однако между началом проектирования и временем, когда самолет будет поставлен на крыло, проходит порой больше десятка лет. Более того, бортовое оборудование, РЛС, системы управления вооружением и многое другое, что сегодня считают современными, к 2020 году, могут стать морально устаревшими и надо будет заменять.
Знающие люди говорят, что в России собирались делать перехватчик МиГ-41. Однако такой самолет, к сожалению, не появился. Были какие-то наметки, соображения, но, говорят, в авиапроме смутно представляли, как он будет окончательно выглядеть. А затем начались «лихие» 90-е годы…
Кстати, по словам генерала Виктора Бондарева, ВВС предлагают создать новый перехватчик к 2020 году. Но ведь это всего лишь пожелание, чтобы он был создан. По оптимистическому заявлению командующего, если такой перехватчик появится, к 2028 году он сможет заменить весь парк оставшихся самолетов МиГ-31. Ну, еще бы !.. Ведь те перехватчики, которые будут модернизованы сегодня к тому времени просто исчерпают свой летный ресурс и будут отправлены на утилизацию.
Вообще говоря ожидается, что на смену перехватчику МиГ-31 к 2025 году создадут перспективный комплекс дальнего перехвата. Было бы из чего создавать … Нам уже неоднократно обещали поступление различной современной техники в войска, однако каждый раз эти сроки отодвигались. Думается, так будет и на этот раз.
Остается надеяться, что российские авиаконструкторы смогут не только создать новые БЛА, но и так модернизировать ту авиатехнику, которая сегодня есть на вооружении ВВС России, что она сможет выполнять новые функции и будет приспособлена не только для ведения воздушного боя, но и перехвата низколетящих спутников и даже трехступенчатых американских «антиракет».
В заключение отмечу, что модернизация самолетов, совершенствование авиатехники — это не техническое задание, а образ жизни авиаконструкторов и многих авиастроителей.
Сергей Палий.