Сам Маккейн и официальные американские источники утверждают, что его палубный штурмовик A4E Skyhawk был сбит 26 октября 1967 года. Однако отечественные источники приводят дату рокового полета американского стервятника тремя сутками ранее. Книга воспоминаний бывших советских специалистов, работавших в Северном Вьетнаме в годы агрессии США, подтверждает это.
Ровно пятьдесят лет назад советской ракетой над Вьетнамом был сбит Джон Маккейн – морской летчик из известной династии военнослужащих, «голубая кровь» Америки. Сегодня Маккейну 81 год, он сенатор от штата Аризона и председательствует в комитете по делам вооруженных сил. Известен как «главный русофоб Америки» и сторонник жесткого курса по отношению к РФ и КНР, коих считает «главными соперниками США на мировой арене».
Маккейн любит покрасоваться перед телекамерами и полемизировать с сильными мира сего, включая президентов Дональда Трампа и Владимира Путина. Участие в войне с Вьетнамом, унесшей до двух миллионов жизней, для Маккейна – повод поговорить об «американских ценностях» и повысить собственный рейтинг у избирателей.
Сам Маккейн и официальные американские источники утверждают, что его палубный штурмовик A4E Skyhawk был сбит 26 октября 1967 года. Однако отечественные источники приводят дату рокового полета американского стервятника тремя сутками ранее. Книга воспоминаний бывших советских специалистов, работавших в Северном Вьетнаме в годы агрессии США под заголовком «Война во Вьетнаме… Как это было (1965-1973)», подтверждает это.
Среди десяти американских самолетов, сбитых 23 октября 1967 года над Ханоем, оказался и «скайхок», пилот которого майор Джон Ф. Маккейн попал в плен. Об этом рассказал полковник Борис Воронов, служивший тогда начальником штаба группы советских военных специалистов во Вьетнаме.
Как выяснилось на допросе, потомственный военный Джон Маккейн оказался в зоне боевых действий вместе с другими экипажами кораблей ВМС США. Сначала он совершал налеты с авианосца «Форрестол» (CV-59 Forestall). А по выходу корабля из строя из-за взрыва на борту – с авианосца «Орискани» (CV-34 Oriskany). Сбит над Ханоем при выполнении своего 23-го боевого вылета ракетой В-750 зенитно-ракетного комплекса СА-75 «Двина». Летчик покинул горящую машину и на парашюте спустился на поверхность озера Серебристого Камыша в центре столицы.
На допросе пленный заявил: «Вокруг Ханоя очень и очень точный огонь. Что касается ракет «земля-воздух», то они бьют довольно точно по цели. Я был уже у цели, когда увидел идущие навстречу мне ракеты. Потом удар потрясающей силы. Теперь плен…»
Расхождения между различными источниками имеются не только в дате, но и том, как Маккейн попал в заточение и каким мучениям подвергался. Сбитый летчик спарашютировал в водоем, откуда вряд ли бы выбрался самостоятельно из-за ранений. Маккейн утверждает, что его прямо в воде избили прикладами, и только потом вытащили на берег вьетнамские солдаты. «Альтернативная» же история за спасение утопающего «благодарит» местных жителей. Уже на берегу они опознали в нем американского летчика и, возможно, лишили бы его жизни, если бы не подоспевшая вовремя пара полицейских, прекративших «самосуд». Раненому на месте была оказана первая медицинская помощь.
Следующий пункт биографии — пять с половиной лет заточения. Освобожден в марте 1973 года, то есть почти год спустя после того как военно-политическое руководство США приняло решение о прекращении боевых действий во Вьетнаме. В 2009 году Маккейн снова оказался во вьетнамской тюрьме Hoa Lo, правда ненадолго, и уже не в качестве заключенного. Вместе с двумя другими американскими сенаторами он путешествовал по странам Юго-восточной Азии и на пару дней заглянул в Ханой. Бывшая тюрьма, прозванная американскими летчиками Hanoi Hilton, и также известная как Maison Centrale, сегодня представляет собой музей. Большинство узников содержались здесь в клетушках размерами не более двух метров на девяносто сантиметров — едва достаточных, чтобы обустроить постель, подложив соломенный матрац.
Однако вопреки утверждениям некоторых американских летчиков, данное сооружение было возведено вовсе не специально для них – исторически, в нем содержались вьетнамские патриоты, боровшиеся с французскими колонизаторами. Музейными работниками здесь подрабатывают к пенсии бывшие конвоиры. «Высокий американский гость» отказался от предложений личной встречи, обозвав своих бывших надсмотрщиков «садистами». С его слов, американских военнопленных во Вьетнаме пытали не только местные охранники, но и «кубинцы». На сей счет жесткую отповедь Маккейну еще при жизни дал сам Фидель Кастро. А вот что сказал журналистам бывший начальник тюремной охраны Tran Trong Duyet: «Маккейн утверждает, что в плену подвергался избиениям потому, что ему нужна симпатия и поддержка избирателей».
Правительство Вьетнама отрицает «факты» о якобы плохом обращении с военнопленными. В качестве доказательства приводятся графические иллюстрации, развешанные на стенах музея. На одной фотографии запечатлен момент, когда узники играют в волейбол, используя площадку с натянутой сеткой. На другой фотографии заключенные угощаются праздничной едой по случаю Рождества Христова. «Они действительно привели меня на один из таких обедов, и я стал выкрикивать сквернословия», — отреагировал посещающий музей «высокий американский гость». Представленный на выставке высотный костюм летчика сенатор отказался признавать за свой, поскольку-де на ботинках отсутствует оригинальная бирка с его именем.
По окончанию боевых действий американские военнопленные вышли на свободу. Маккейн прошел реабилитацию и на следующий год ему продлили летное свидетельство. Правда, о продолжении карьеры летчика боевого самолета речь не шла: Маккейн продолжил службу в учебном подразделении и штабах. Параллельно, налаживалась личная жизнь. От первого брака остались двое усыновленных детей и дочка, которой едва исполнился год, как папа попал в плен, и было около семи, когда он вернулся из заключения. Джон повторно вступил в брак и завел еще троих детей, а также взял брошенную девочку из приюта.
В 1981 году Маккейн принял решение на прекращение карьеры в Вооруженных Силах и занялся политикой. Постепенно он стал лидером республиканских «ястребов», и даже составил конкуренцию Бараку Обаме на президентских выборах 2008, но по итогам голосования проиграл.
Среди причин поражения называют разные, включая резкость суждений и язвительную речь. К слову сказать, это отличало Маккейна и в молодые годы. Будучи курсантом, он неоднократно получал замечания отцов-командиров за нарушение уставных требований и плохое поведение. А вскоре после начала массированных бомбардировок Вьетнама в рамках операции Rolling Thunder, тридцатилетний майор охарактеризовал высшее политическое руководство США не иначе как «идиотами, которые не представляют, как одержать победу военными средствами».
Резкие суждения выносились и в адрес правительства РФ, включая прямое обращение к гражданам нашей страны в 2013 году. Если собрать все обвинения «главного русофоба Америки», то получится слишком длинный список. Из всего разнообразия, выделим один примечательный случай: в конце 2015 года Маккейн предложил Пентагону вывести из строя авиабазу «Хмеймим» с тем, чтобы лишить ВКС России возможности совершать боевые вылеты на уничтожение террористов и мятежников в Сирии. Словом, он фактически призывал к развязыванию вооруженного конфликта между двумя ядерными державами.
Отмечались случаи «полемики через СМИ» между сенатором и российским президентом. Отвечая на очередной «выпад», Путин сказал о Маккейне: «на его руках достаточно крови мирных граждан», коль скоро тот сам участвовал в варварских бомбардировках Северного Вьетнама.
Между тем, продолжается словесная перебранка с Дональдом Трампом. Она началась еще во время предвыборной кампании, когда Маккейн сказал, что среди сторонников основного кандидата от Республиканской Партии «слишком много сумасшедших». Ответа не пришлось долго ждать. Летом 2015 года по личности «сбитого летчика» высказался Трамп.
«Его представили героем войны потому, что он попал в плен. Мне нравятся люди, не побывавшие в плену. Возможно, он когда-то и был героем, но нынче он слишком много плохого сказал о большом числе людей», — сказал Трамп.
Правда, вскоре пришла поправка. Под напором критики, Трамп вынужденно сделал оговорку, что всякий, кто отсидел в лагере военнопленных, вправе требовать уважительного к себе отношения. И тут же переключил внимание на иной аспект темы, заявив, что «некоторые» слишком часто выступают на телевидении вместо того, чтобы больше времени посвящать работе по основному направлению своей деятельности.
«Думаю, Джон Маккейн немного сделал для ветеранов. Я очень огорчен Джоном Маккейном», — добавил Президент США.
На время полемика стихла, но в октябре с.г. разгорелась с новой силой. Выступая на очередном собрании по поводу восхваления собственных заслуг, Маккейн раскритиковал президентскую позицию как «недожаренный лживый национализм». Трамп ответил: «Пока что я веду себя хорошо. Но наступит момент, когда я отвечу ударом на удар, и тут уж будет не до красоты». Но обидчик не унимается: «в моей жизни встречались противники и посерьезней».
Завершая рассказ о несостоявшемся президенте США, вспомним старую поговорку: «Молодец против овец. А против молодца – и сам овца». Когда на жизненном пути резкого на слова «ястреба» стали настоящие воины, он едва уцелел. А сегодня сочиняет небылицы про «подвиг», которого не было и, затаив старую обиду на советских зенитчиков, пытается испортить жизнь их потомкам, а заодно и всем тем, кто выступает за нормализацию отношений между бывшими агрессорами и их победителями.
Владимир Карнозов
https://tvzvezda.ru/news/