AVIACITY

Для всех, кто любит авиацию, открыт в любое время запасной аэродром!

Когда Трамп начнет войну с Ираном

Если президент США вырвется из пут ограничений, налагаемых на него обстоятельствами, большой конфликт на Ближнем Востоке весьма вероятен.
Соединенные Штаты намерены через Совет Безопасности ООН запретить Ирану проводить любую деятельность, связанную с баллистическими ракетами, а также ввести против Тегерана санкции за поставки этого оружия йеменским проиранским мятежникам — хуситам. Такое заявление на этой неделе сделала постоянный представитель США при ООН Никки Хейли.
Накануне хуситы в очередной раз обстреляли территорию Саудовской Аравии. Причем на этот раз их целью стал королевский дворец. Силы ПВО королевства перехватили ракету (предположительно, иранского производства — «Буркан-2»), тем не менее, напряжение в регионе не спадает.
Иран обвинения в свой адрес отвергает, однако, судя по всему это мало что значит.
Президент США Дональд Трамп, чей рейтинг внутри страны рекордно снизился, пытается компенсировать непопулярные решения во внутренней политики успехами на международной арене. В частности, именно этим многие объясняют его недавнее решение перенести американское посольство в Израиле из Тель-Авива в Иерусалим, который американский президент официально признал столицей еврейского государства.
В связи с этим, обозреватель «Росбалта» попросил экспертов ответить на вопрос о том, как далеко может зайти Трамп в своей антииранской деятельности и может ли он решиться на прямые военные действия против Тегерана.
По мнению старшего научного сотрудника Института востоковедения РАН Владимира Сажина, до военных действий дело вряд ли дойдет. Эксперт убежден, что нынешняя кампания США против Тегерана — исключительно политический пиар.
«Трамп болезненно относится к Ирану, и началось это давно — еще во время президентских выборов. Однако я не думаю, что дело дойдет до конкретных боевых действий. Полагаю, что это связанно с внутренней политикой американского президента и его попытками компенсировать падение его рейтинга. Всегда нужны враги, тем более, что Тегеран сам дает для этого определенные поводы — и в связи с Сирией, и в связи с его ракетной программой, и в связи с Йеменом», — отметил Сажин.
Слова Трампа о том, что американское посольство нужно перенести в Иерусалим не сразу, а через два года, также свидетельствуют о том, что это часть его политического пиара, предназначенного больше для внутреннего потребления, полагает эксперт.
Израильский военный эксперт Игаль Левин также считает возможность военного решения иранской проблемы низкой, а заявление Трампа о переносе американского посольства в Иерусалим всего лишь реверансом американской администрации в сторону Израиля. По его словам «Иран имеет прокси-силу в лице шиитской группировки «Хезболла», которая в прошлом наносила болезненные удары по Соединенным Штатам. Да и сами США воюют сегодня не напрямую, а через прокси, как и остальные. Сирийские курды яркий тому пример». На взгляд Левина, сегодня «больше вероятность войны США с КНДР, чем с Ираном».
«Если бы США хотели начать войну против Ирана, они бы, не останавливаясь, продолжили наносить удары по иранским позициям в Сирии, как они это делали летом этого года. Однако же США остановились и позволили Асаду и стоящим за ним иранским и проиранским силам (ливанская «Хезболла», иракские «Хашд ал-Шааби» и другие) громить «Исламское государство» (террористическая группировка, запрещенная на территории РФ) и антиасадовскую оппозицию», — говорит, в свою очередь, специалист по Ближнему Востоку Михаил Магид.
К тому же, продолжает он, «принятое Трампом решение по Иерусалиму затрудняет американскую и израильскую атаку на Иран: поднялась волна антиамериканских и антиизраильских выступлений во всем мусульманском мире и это несколько связывает руки и США, и Израилю и, тем более арабским странам, которые могли бы выступить против Ирана в союзе с Израилем».
В то же время, говорит эксперт, «нынешние действия США против Ирана — это реакция на колоссальное усиление Исламской республики, которая построила «шиитский полумесяц» — цепь дружественных режимов, опирающихся на организованные Тегераном отряды ополчения. Ирак, Сирия и Ливан находятся под мощным иранским влиянием, а кроме того иранцы поддерживают восстание шиитских племен и движения «Ансар Аллах» (хуситов) в Йемене. Все это очень раздражает США и их союзников. Плюс вся политическая верхушка Америки настроена антиирански, и Трамп может попытаться использовать это для укрепления своего влияния в Америке, а так же для отвлечения внимания общественности от внутренних скандалов».
Однако есть и сдерживающие США факторы, отмечает Магид. По его словам, «нравится американцам или нет, но Иран — это шиитская плотина, которая сдерживает поток радикализма, способного захлестнуть и уничтожить прежний Ближний Восток. Если разнести в щепки иранцев и шиитские группировки в Ираке или Сирии, тогда ИГ возродится, а с севера Сирии покатится волна наступления также запрещенной в РФ «Аль-Каиды» («Нусры»), создавшей там двадцатитысячную армию. Причем «Аль-Каида» в последнее время пытается объединиться с другими группами вооруженной оппозиции на севере».
Наконец, Евросоюз не особенно волнует усиление Ирана, продолжает эксперт. Там считают, что иранцы защищают Европу от террористов, ЕС «доволен «ядерной сделкой» и стремится войти в Иран со своими капиталами, чтобы освоить громадный нефтяной рынок этой страны. Европейцы резко возражали против попыток Трампа возобновить санкции против Тегерана.
«По всем указанным причинам, даже верхушка антииранского политического руководства Америки не поддержала попытки Трампа возобновить санкции против Тегерана и прервать «ядерную сделку». Конгресс не поддержал новые санкции. Кроме того, два сильных человека в руководстве США — госсекретарь Рекс Тиллерсон и министр обороны Джеймс Мэттис сдерживают Трампа в его компании против Ирана.
Тем не менее, если Трамп сумеет вырваться за пределы ограничений, налагаемых на него обстоятельствами и американской политической элитой, тогда возможно все, что угодно. Израиль явно стремится к войне с Ираном и теоретически Трамп, учитывая их близость, может пойти на какие-то серьезные антииранские действия. Но пока этого не случилось политика США в отношении Тегерана остается двойственной», — резюмировал Магид.

Александр Желенин
http://www.rosbalt.ru/