«Чем дольше человек хранит в себе детство, тем дольше сохраняется данное ему от природы дарование»
Алиса Фрейндлих родилась 8 декабря 1934 года в Ленинграде в семье актера немецкого происхождения Бруно Фрейндлиха. Актерские способности проявились у Фрейндлих рано — в три года она попала на спектакль с участием своей тети и ее мужа, после чего тайком от родителей стала играть в «театр», примеряя мамины платья и украшения. Незадолго до войны семья Фрейндлих распалась, отец уехал в Ташкент, а девочка осталась с матерью в Ленинграде
Вскоре немцев из города начали выселять. «Бабушка, тетушка, мои двоюродные братья и сестры — всем им пришлось уехать из Ленинграда. Папин брат с женой были арестованы — много позже мы узнали, что их расстреляли», — позже вспоминала актриса
На фото родители Алисы Фрейндлих
«Главное впечатление моего детства — война, блокада. Хорошо помню, как напряженно смотрела на часы: когда же стрелка наконец дойдет до нужного деления и можно будет съесть крохотную дольку от пайки хлеба? Такой жесткий режим устроила нам бабушка — и потому мы выжили»
После войны Алиса Фрейндлих с матерью уехала в Таллин, но вновь вернулись в Ленинград в 1948 году. После окончания школы она поступила в Ленинградский театральный институт имени А. Н. Островского
За время учебы в институте Алиса Фрейндлих успела отличиться и зарекомендовать себя как острохарактерная актриса. В 1955 году она дебютировала в кино, сыграв эпизодическую роль в фильме «Неоконченная повесть». После учебы Фрейндлих работала сначала в Ленинградском театре имени В. Ф. Комиссаржевской, а затем переходит в театр имени Ленсовета, где и познакомилась с режиссером Эльдаром Рязановым. Фрейндлих даже пробовалась на роль в фильме «Гусарская баллада», но, по словам режиссера, была слишком женственной. И хотя в театре актриса была востребована и играла почти во всех спектаклях (наиболее известным спектаклем тех лет стал спектаклю «Малыш и Карлсон», в котором актриса сыграла Малыша.
«Без ребенка я бы сейчас себя не уважала»
Еще студенткой Алиса Фрейндлих вышла замуж за однокурсника Владимира Карасева, однако брак оказался неудачным — вскоре супруги развелись. Через несколько лет актриса В начале 60-х Фрейндлих снова выходит замуж — за худрука театра Комиссаржевской Игоря Владимирова. В 1967 году Эльдар Рязанов решил взять Фрейндлих на роль Алевтины в киноповести «Зигзаг удачи», однако этому помешала беременность актрисы — спустя год у Алисы Фрейндлих родилась дочка Варвара.
В 1974 году в свой фильм Алису Фрейндлих пригласил Андрей Тарковский. Но съемки тогда так и не состоялись. Сорвалась и работа актрисы в фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!». Тем не менее, в 1974 году выходят три фильма с участием актрисы, но настоящий успех к ней пришел после исполнения роли Людмилы Калугиной — «Мымры» — в комедии Рязанова «Служебный роман» (кадр из фильма на фото). После премьеры актриса получала множество писем с благодарностью, была признана лучшей актрисой года по версии журнала «Советский экран». Картину оценили и на государственном уровне — все ее создатели (кроме Алисы Фрейндлих) были удостоены Государственной премии СССР, на что актриса, по собственным словам, не обиделась, так как «настолько привыкла к каким-то ограничениям, которые были приняты в Совдепии, что было даже смешно»
По мнению критиков, лучшей работы Фрейндлих стала королева Анна в экранизации романа Александра Дюма «Три мушкетера». Как и в «Служебном романе», актриса выступила и в роли певицы, записав несколько песен для фильма. Позже на экраны вышла «Старомодная комедия», а потом и долгожданная работа с Тарковским в «Сталкере», конечный монолог для которого был полной импровизацией актрисы
На фото: художник-модельер Вячеслав Зайцев и актриса Алиса Фрейндлих в гримерной перед спектаклем «Вишневый сад» в московском театре «Современник».
В 1981 году актрисе присвоили звание «Народной артистки СССР». В этом же году она рассталась со своим мужем Игорем Владимировым, по словам актрисы, из-за его пристрастия к алкоголю и другим женщинам. По другим данным, Владимиров подал на развод после того, как прочитал статью в газете с названием «Театр одной актрисы». Спустя два года Фрейндлих покинула труппу Театра имени Ленсовета и перешла в Ленинградский академический Большой драматический театр имени М. Горького. Тогда же она познакомилась с артистом Юрием Соловьевым и вскоре вышла за него замуж, но в 1990 году брак распался. Наиболее успешной киноработой того времени стала съемка в картине Эльдара Рязанова «Жестокий романс» по пьесе Островского «Бесприданница».
«Достигнув определенных высот, нельзя расслабляться, поверив, что ты национальное достояние»
C развалом Советского Союза наступил кризис в кинематографе. Как и многих советских актеров Фрейндлих некоторое время не приглашали в кино. В 1992 и 1993 годах она вернулась к роли королевы Анны в продолжении «Трех мушкетеров», однако фильмы не были успешными. Удачной работой того времени можно назвать роль писательницы Ирины Дмитриевны в картине Валерия Тодоровского «Подмосковные вечера», принесшую Фрейндлих первую статуэтку премии «Ника» за лучшую женскую роль второго плана.
«Пока ты молода, то хочешь получать и учиться. Когда ты зрелая и уже многому научилась, тебе хочется этим делиться, отдавать энергию. А потом, когда ты уже старенькая, нужен рядом такой же «горшочник», чтоб вместе выращивать герань».
В течение 10 лет Алиса Фрейндлих не снималась в кино и вернулась на экраны только в 2004 году в фильме «На Верхней Масловке». Несмотря на то, что картина в целом получила неоднозначные отзывы, игра Фрейндлих была оценена высоко, актриса вновь стала лауреатом премии «Ника» за лучшую женскую роль. Третью статуэтку Фрейндлих получила за роль матери поэта Иосифа Бродского в картине «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину».
Алиса Фрейндлих неоднократно заявляла, что доброжелательно относится к президенту России Владимиру Путину. В 2009 году они вместе спустили на воду танкер «Кирилл Лавров», а тремя годами позже актриса снялась в предвыборном агитационном ролике в пользу Путина, что сразу же вызвало широкий общественный резонанс и критику актрисы со стороны представителей оппозиции.
«Счастье — это любить. Хотя, если любовь не взаимна, это, конечно, трудно назвать счастьем, но внутри себя это все таки счастье, потому что гораздо благозвучнее, благотворнее, гораздо важнее любить, а не быть любимой. Быть любимой — хорошо, но любить — это всё таки внутри себя какое-то движение, движение твоего существа»
На фото: фестиваль «Золотая маска» Актриса Алиса Фрейндлих в моноспектакле «Оскар и Розовая дама» по пьесе Шмитта «Четырнадцать писем к Богу».
Алиса Фрейндлих — заядлая курильщица. Она начала курить, когда ей было 35 лет, сразу после смерти матери. 2011 году актрисе сделали операцию на кишечнике, которая стала следствием многолетнего курения.
«Если ты чрезмерно щедро расходуешь себя на приватную жизнь, излишне пылко ее проживаешь, то потом на сцене остается только ложечкой выскребать остатки, и выходит все очень бедненько».
В конце 2013 года на сцене Петербургского Большого драматического театра имени Товстоногова состоялась премьера смектакля «Алиса»по сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес», главную роль в котором исполнила Алиса Фрейндлих. Спектакль до сих пор с успехом показывают на сцене БДТ.
http://www.kommersant.ru/