Херсонскую область Украины сотрясают террористические акты. Как отмечают украинские СМИ, юг Украины превратился без преувеличения в зону боевых действий с возрастающим криминальным напряжением по всему периметру южных границ Украины.
Анализируя поступающую информацию из приграничных с Крымом украинских областей, с такой оценкой невозможно не согласиться. Тем более, что EADaily и ранее предупреждало о возрастании террористической угрозы, обусловленной активизацией с одной стороны финансируемых Турцией военизированных формирований «Аскер» и «Номан Челебиджихан» (действуют под эгидой «Крымско-татарского меджлиса», а по сути, являются боевыми единицами, укомплектованными исламскими террористами и турецкими националистами с минимальным количеством татарского элемента), а с другой стороны — неонацистским батальоном «Азов». А если к этому приплюсовать местные отряды самообороны, сформированные жителями Херсонщины в ответ на бандитские вылазки вышеупомянутых формирований, то ситуация выглядит более чем удручающей. Мнение жителя города Геническ Алексея. М, в принципе, отражает настроения жителей Херсонщины: «Это — война, мы живем как на вулкане, всю область, весь Херсон, Алексеевку, Геническ терроризируют турецкие банды с одной стороны и местные „правосеки“ с другой».
Проследим динамику событий за последний месяц. Итак, в центре Геническа, неподалеку от входа на рынок по улице Махарадзе, вечером в четверг, 21 апреля, произошел взрыв. В результате взрыва были выбиты окна на втором этаже магазина «Подиум», уничтожен первый этаж здания. Как заявил сам владелец магазина, подрыв магазина обусловлен не экономическими факторами и не происками конкурентов, а является целенаправленным терактом с этнической подоплекой, поскольку хозяин магазина — этнический татарин.
Показательна реакция местных властей. Так, начальник полиции Геническа Андрей Лещенко многозначительно оговорился, что, несмотря на то, что пострадавших нет, полиция сделает все, чтобы найти и наказать виновных, КАКУЮ БЫ ОРГАНИЗАЦИЮ (!!!) они бы не представляли.
Любопытный факт — район, где произошел теракт, был оцеплен силами батальона «Азов», а не нарядами полиции, причем бойцы «Азова» прибыли на место теракта на шесть-семь минут раньше полиции.
На место происшествия сразу прибыли мэр Геническа Александр Тулупов и депутат горсовета Иван Осташевский, однако никаких комментариев со стороны официальных властей не прозвучало. Как заметил один из очевидцев: «Мэр выглядел испуганным и подавленным и отказывался что-либо комментировать, постоянно оглядываясь на хмурых парней из „Азова“», — достаточно примечательное замечание, которое показывает реальные, а не декларируемые настроения среди властей Херсонщины.
Ситуацию власти не комментируют, но, по подтверждённой информации, по магазину «Подиум» произвели выстрел из гранатомета. Стреляли с противоположной стороны улицы, с расстояния около 50 метров. На здании, возле которого стреляли, есть повреждения штукатурки и разбито окно. Там же нашли чеку от одноразового гранатомёта «Муха». По словам очевидцев, к магазину подъехала иномарка, из которой вышел мужчина в характерной для «азовцев» камуфляжной одежде и, произведя выстрел, скрылся с места происшествия.
По «странному» стечению обстоятельств, камеры видеонаблюдения в тот вечер не работали или были повреждены. Сразу же в Херсоне заговорили о мести «азовцев» «татарам» за подрыв автомобиля 15 апреля. Данную информацию косвенно подтверждают и власти города Геническ.
В Херсонской обладминистрации считают, что подрыв автомобиля направлен на нагнетание обстановки вокруг татарского населения Херсонской области, которое компактно проживает на территории поселка Новоалексеевка и Генического района. Об этом, в частности, заявила первый заместитель председателя Херсонской областной государственной администрации Валентина Сечевая.
Напомним, 15 апреля в поселке Новоалексеевка Генического района, вблизи административной границы с Крымом, был подорван автомобиль «Жигули», в результате чего погиб один человек, а ранения получили четверо прохожих. По циркулирующей в СМИ информации выясняется, что автомобиль с одесскими номерами принадлежал родственнику одного из бойцов батальона «Азов». Взрыв квалифицирован как террористический акт. Организаторы взрыва, естественно, не найдены.
После теракта прокурор Крыма Наталья Поклонская заявила, что не исключает связи между взрывом автомобиля в поселке Новоалексеевка, что вблизи границы с Крымом, с «дислоцируемыми там вооруженными добровольческими батальонами». И, как показывают дальнейшие события, прокурор Поклонская недалека от истины.
Данное мнение совпадает с официальными релизами властей области, в которых говорится дословно следующее: «Подрыв автомобиля в поселке Новоалексеевка Херсонской области признан террористическим актом. Мощность взрыва составила более семи килограммов в тротиловом эквиваленте. Взрывной волной убило случайного прохожего, еще четверо находятся в больнице».
Как сказал председатель Генической райадминистрации Александр Воробьев: «Одному из пострадавших, студенту, достали осколок из сонной артерии, другим оказана помощь в травматологическом отделении. Один лежит на вытяжке, раздроблена нога и голень, еще один находится в хирургическом отделении с ожогами», — сказал Воробьев.
Несмотря на декларируемое единство между протурецкими военизированными формированиями области и бойцами батальона «Азов», которые даже проводят совместное патрулирование области, между этими двумя банд-формированиями фактически происходит раздел сфер влияния и контроля контрабандных потоков, которые проходят через область. Формальным поводом для резкой конфронтации между «азовцами» и «татарами» стали жалобы жителей приграничных с Крымом сел.
Как передают областные СМИ, на границе с Крымом вооруженные люди устраивают стрельбы. Жители четырех сел напуганы и возмущены. На полях регулярно находят гильзы. Села — Поповка, Атамань, Чонгар и Сиваш — граничат с Крымом. Местные жители устали жаловаться в полицию: так называемые активисты блокады полуострова постоянно проводят учения со стрельбой. Стреляют прямо в полях — близ их домов. А власти, сообразно приказу официального Киева «татар не трогать», бездействуют.
«В 2 часа дня шла по улице, слышала автоматную очередь, я не уверена за безопасность своего ребенка», — говорит Татьяна Долгомыслова, жительница Атамани.
Однако местные чиновники и полиция заверяют: люди преувеличивают, для стрельб есть специально отведенные места — полигоны. Да и вообще, активисты блокады — гражданские лица. И пугать оружием не могут. «Случаи, где, говорят, кто-то где-то стрелял — поверьте, все эти случаи отрабатываются, но такого, чтобы шла постоянная стрельба — нет», — сказал Алексей Сыщенко, заместитель главы Генической райадминистрации. В полиции знают о стрельбах. Но якобы причастных к ним пока не установили. «Есть оперативные данные о том, что к данным выстрелам причастно общественное формирование „Аскер“, однако документального подтверждения эта информация не нашла», — заявил полицмейстер Андрей Лещенко.
Такие объяснения сельчан не удовлетворяют. Они показывают, где и из чего палят неизвестные. Одно из мест стрельб — окраина села Поповка. До Крыма — пара километров. Здесь же мишени условного противника, упаковки от патронов. Гильзами усеяно это поле. Именно отсюда доносятся выстрелы.
Депутат Чонгарского сельского совета Валерий Коблюк говорит: стреляют здесь «активисты гражданской блокады. Задержали 30 человек, которые представились крымско-татарской армией, я думал, что на сегодняшнем сходе нам дадут ответы, кто обстрелял и какие приняты меры». Однако ответов на свои вопросы жители расстреляных домов не получили по сей день.
Активисты блокады обустроились в полевом лагере и огородились от посторонних глаз. Объясняя это тем, что, дескать, они формируют добровольческий батальон и, несмотря на заявления местных властей, совсем не отрицают, что стреляют. «Чтобы подготовить батальон, должно быть обучение, какие-то навыки. По поводу стрельбы, насколько я знаю, это все было с разрешения полиции, в будущем мы будем относиться к Национальной гвардии», — сказала Эвелина Арифова, участник «гражданской блокады».
Однако в полиции местным жителям сообщили: ни о каком новом батальоне речи пока не идет. Как, соответственно, и о его учениях. И у полиции нет информации, откуда вообще у крымско-татарских блокадников огнестрельное оружие. Сельчане же просят одного — чтобы их прекратили пугать стрельбой. По неофициальной информации в условиях бездействия местных властей на «татарский беспредел» жители обратились, якобы, за помощью к бойцам батальона «Азов» с просьбой защитить от «басурман» (распространенное наименование в Херсоне бойцов крымско-татарского батальона), на что «азовцы» охотно согласились.
Очевидно, что в ситуации, когда юг Украины отдан не откуп протурецкой администрации «Крымско-татарского меджлиса» и так называемым территориальным батальонам «Айдар» и «Азов», неминуемо должно было произойти вооруженное столкновение с разрастанием террористической активности по всей области. Однако даже это не останавливает официальные власти Украины от потакания развязыванию военного противостояния, между различными группами влияния в Херсонской области Украины.
Ян Матушевский (Киев), специально для EADaily