В прошлом году прибалты очень уж просили НАТО предохранить их от опасной близости с Россией. Натовцы послушались, а зря. Ведь сразу было ясно, что антироссийские фобии местных властей нужно, как минимум, делить пополам.
С 1 сентября крылатое выражение поддержки альянса – это уже не шестнадцать, как сейчас, а восемь боевых самолетов. По четыре в Литве и в Эстонии. «Вполне достаточно, учитывая, что это по-прежнему в два раза больше, чем было до украинского кризиса», – сообщили британской Guardian в офисе североатлантического блока. И спросить бы, в чем подвох? Но некому. Хотя все же знают, что в этой конторе просто так силы не сворачивают. Либо спасают, либо бросают, либо перебрасывают. Но чтобы так, за здорово живешь, вернуть домой из рациональных соображений и без всякой ротации – случай крайне редкий.
И при этом ни слова о том, что «расширение» свою миссию выполнило. А это хоть и немое, но красноречивое признание того, что можно было вполне обойтись и без него. Но уж очень прибалты тогда просили предохранить их от опасной близости с Россией. С детской наивностью надеялись, что размеры предохраняющего средства имеют значение и влияют на потенциал. Ничуть. Только болтаются без дела. Чем, собственно, эти аппараты здесь и занимаются. И не важно, четыре их, как было с 2004, или 16, как стало от страха в 2014.
А ведь эксперты сразу предупреждали, что все эти антироссийские фобии местных властей нужно, как минимум, делить пополам. НАТО понадобилось девять месяцев, чтобы понять это буквально. Все как в жизни. Где-то в октябре залетели. А пришел срок, поняли, что не оттого. Последнее время в альянсе только и говорят о том, что Кремль Прибалтике не угрожал, не угрожает, и угрожать не будет. Как бы сама Прибалтика этого ни хотела. Так что, в этом сокращении есть своя логика. То, что делалось без объявления войны, переделывается без объявления мира.
В уменьшении авиапарка стратегического смысла столько же, сколько было в его увеличении. А если нет никакой разницы, зачем содержать больше. Получается, что все эти месяцы натовские истребители здесь напрасно «истребляли» деньги, топливо, время. Да, и тесновато им в таком-то количестве. Покрасоваться перед гражданским населением на параде, блеснуть брюхом на бреющем полете или сымитировать воздушный бой с землей. Для этих забав и тех восьми, что остаются, вполне достаточно. Тем более что на количество того, что, ползая, летать не может, это ничуть не влияет. США по-прежнему рассматривают варианты расширения своего бронетанкового присутствия в Прибалтике. Что, впрочем, тоже естественно. Еще не дошло. Все-таки по воздуху быстрее. Что касается местных режимов, то им крылья не нужны вовсе. Их и полет фантазии очень неплохо «уносит».
Хотя в искусстве «убивать словом» им пока далековато до армии Нидерландов. Как сообщают голландские СМИ, из-за нехватки боеприпасов солдатам во время учений приходится имитировать звуки стрельбы голосом. Из конфиденциального электронного письма министерства обороны журналисты выяснили, что многолетний дефицит патронов сейчас уже сказывается на боевом духе. На «пиф-паф», разве что, его еще и хватает.
Их слова да блоку в уши. Тоже, между прочим, мог бы решить, что играть в войну дешевле, чем к ней готовиться. Что до голландцев, то у них есть средства и покрепче выражений. Например, «трубкой мира», если приготовить ее в Амстердаме, можно «убить» кого угодно.
Михаил Шейнкман
РИА Новости