Во Франции прошёл международный авиасалон в Ле-Бурже. Российское участие в нем нельзя назвать успешным: был заключен лишь один контракт на три самолета SSJ-100. Не дожидаясь окончания авиашоу, руководство корпорации вылетело из Парижа для участия в Петербургском экономическом форуме. Но и там ни об одном контракте объявлено не было. Пока SSJ-100 приходится иметь дело лишь с внутрироссийским рынком, страдающим от избыточной провозной емкости.
Надежда российского авиапрома — ближнемагистральный узкофюзеляжный самолет Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100) оказался обделен вниманием зарубежных покупателей на международном авиасалоне в Ле-Бурже.
Единственный заключенный контракт — на поставку трех самолетов SSJ-100 в адрес российской авиакомпании «Якутия». Стоимость контракта, учитывая каталожную цену SSJ-100 около $30 млн, оценивается менее чем в $100 млн.
Основная деловая часть международного аэрокосмического салона в Ле-Бурже завершилась еще в пятницу, после чего на авиасалон были допущены обычные зрители.
О Sukhoi Superjet 100
Ближнемагистральный узкофюзеляжный SSJ-100 рассчитан на перевозку до 100 пассажиров на расстояние до 4,6 тыс. км. Доля импортных… →
Результат «Гражданских самолетов «Сухого» (ГСС) оказался даже хуже, чем на прошлогодней выставке в британском Фарнборо, где российская делегация от Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) присутствовала в сокращенном составе из-за проблем с выдачей виз в Соединенное Королевство представителям российского бизнеса и СМИ. В 2014 году ОАК все же удалось заключить контракт на поставку семи SSJ-100 казахстанской авиакомпании Bek Air.
Основной конкурент российского SSJ-100 – бразильская Embraer – оказался более востребован на парижском авиашоу. Embraer удалось собрать заказы на более чем 93 самолета семейства E-Jet, из них 50 самолетов — под твердый заказ на сумму $2,6 млрд.
По факту на долю Embraer пришлись все заключенные на авиасалоне в Ле-Бурже контракты по поставкам региональных узкофюзеляжных самолетов.
Тем временем канадская Bombardier, еще один конкурент российского SSJ-100, не смогла заключить ни одного контракта на поставку своих новых региональных самолетов CSeries. Этот год в целом для проекта CSeries оказался не столь удачным, как ожидалось: в апреле о возможности отказаться от поставок 32 самолетов заявила российская лизинговая компания «Ильюшин Финанс и Ко» (ИФК), но окончательного решения пока не принято. Впрочем, объем портфеля заказов на самолеты CSeries значительно выше, чем на SSJ-100.
Битва гигантов
Традиционными лидерами по объему заключенных контрактов на авиасалоне в Ле-Бурже стали европейский Airbus и американский Boeing.
Совокупный стоимостный объем портфелей заказов двух крупнейших в мире авиастроительных корпораций превысил $100 млрд.
В этом году Airbus удалось обойти своего американского конкурента, заключив контрактов на поставку 421 самолета на общую сумму в $57 млрд. Американскому Boeing удалось заключить договоры на 331 лайнера общей стоимостью $50,2 млрд. Выхватить пальму первенства у американского Boeing, лидировавшего первые три дня по объему портфеля заказов, удалось после заключения крупного контракта с центральноевропейским дисконтным авиаперевозчиком Wizz Air, который заказал у Airbus 110 узкофюзеляжных самолетов A320neo за $12,5 млрд.
Если сравнивать количество твердых заказов, то лидерство осталось за Boeing, продавшим 145 самолетов по твердым контрактам на сумму $18,6 млрд. У европейского Airbus твердых заказов — только 124 самолета на сумму $16,3 млрд.
Несмотря на столь внушительные суммы, авиасалон в Ле-Бурже в 2015 году уступил и прошлогодней выставке в Фарнборо, и авиасалону в Ле-Бурже в 2013 году по общему объему заключенных сделок.
В 2014 году на международном авиашоу в Фарнборо было продано по 700 самолетов общей стоимостью $115,5 млрд. Два года назад на выставке в Ле-Бурже были заключены твердые контракты на общую сумму более чем $134 млрд.
Прогнозы на будущее
Оба лидера мирового авиастроения, Boeing и Airbus, улучшили в 2015 году свои прогнозы по спросу на новые самолеты: Boeing повысил… →
Против популярности американской продукции Boeing в текущем году играет укрепившаяся американская валюта, сделавшая самолеты Boeing более дорогими. Ухудшение покупательной активности среди авиакомпаний и лизингодателей связано также с недостаточными темпами строительства воздушных судов. Большинству заказчиков придется ждать годами, прежде чем начнутся первые поставки по контрактам. В связи с этим Airbus и Boeing объявили о намерении повысить объемы производства: Airbus планирует поднять строительство самолетов A320 (наиболее популярного среди покупателей) с текущего уровня в 42 самолета до 50 к началу 2017 года. Boeing также намерен увеличить производство B737 с нынешнего уровня в 42 самолета до 52 к 2017 году.
Впрочем, грандиозные планы крупнейших авиастроителей могут разбиться о производственные мощности их основных поставщиков.
Накануне выставки в Ле-Бурже руководители ключевого поставщика двигателей для Boeing и Airbus — CFM International — призвали авиапроизводителей не рассчитывать на увеличение объемов строительства выше запланированного до 2020 года. «Мы не можем так быстро наращивать производство», — заявил изданию The Wall Street Journal Франсуа Бастин, исполнительный вице-президент CFM International, совместного предприятия General Electric и Safran.
Неудачным авиасалон в Ле-Бурже оказался и для больших широкофюзеляжных самолетов. Если Boeing удалось заключить контракт хотя бы на 20 лайнеров B747-8, продав их российской транспортной группе «Волга-Днепр», то европейский авиаконцерн не смог заключить ни одного контракта на поставку Airbus A380.
Полученные результаты вполне соответствуют мнению аналитиков из Boeing, который в преддверии выставки в очередной раз ухудшил прогноз по спросу на воздушные суда такой вместимости (более 400 кресел) на ближайшие 20 лет.
Любопытно, что европейский Airbus, тоже опубликовавший прогноз по спросу на самолеты в первый день авиасалона, наоборот, повысил прогноз по продажам больших широкофюзеляжных самолетов типа A380.
Петербург вместо Парижа
Российская ОАК, по всей видимости, и не рассчитывала на фоне сложившейся экономической и политической ситуации в мире на рекордные продажи на авиасалоне в Ле-Бурже. Нынешняя экспозиция ОАК в Ле-Бурже оказалась значительно скромнее, чем в минувшие годы, – в первую очередь из-за отсутствия военной техники. Очевидно, руководство ОАК решило сосредоточить деятельность по продажам на таких зарубежных рынках, как Китай, Индия, арабские страны и страны Латинской Америки, – то есть в тех регионах, которые пока не вовлечены в активную политическую конфронтацию между Россией и Западом.
Глава ОАК Юрий Слюсарь, не дожидаясь окончания авиасалона в Ле-Бурже, вылетел в Санкт-Петербург для участия в международном экономическом форуме, на котором у ОАК было больше возможностей для обсуждения поставок гражданских самолетов.
Формат форума позволял не только заключить контракты, обсуждение которых обычно начинается задолго до самих авиавыставок, но и решить наиболее остро стоящие для гражданского крыла ОАК вопросы: финансирование сделок по покупке SSJ-100 и возможное создание лизинговых компаний на новых зарубежных рынках сбыта.
В ходе форума Слюсарь сообщил о намерении учредить в Индии лизинговую компанию для продвижения SSJ-100. Подобный финансовый инструмент компания намерена использовать и в Китае, о чем заявлялось в начале мая, и в арабском регионе.
Но и на Петербургском форуме о контрактах по продаже SSJ-100 объявлено не было. Единственным официальным заявлением стало выступление представителя Никарагуа Лауреано Факундо Ортега Мурильо, который сообщил о том, что
Никарагуа рассматривает возможность покупки SSJ-100. Найти финансовые средства для сделок Никарагуа рассчитывает в России. Не станет ли Никарагуа очередным убыточным покупателем SSJ-100, какими оказались ранее Armavia, «Московия», Sky Aviation и «ЮТэйр», покажет время.
В ближайшее время SSJ-100 будет востребован и реализовываться в основном на внутреннем рынке. Для этого российские власти, которые не оставляют надежду реанимировать отечественный авиапром, оказывают финансовую поддержку не только самой авиастроительной корпорации, но и главным финансовым посредникам – лизинговым компаниям.
Так, по словам замглавы Минфина Татьяны Нестеренко, Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) будет докапитализирована на 30 млрд руб. для того, чтобы эти средства пустить на сдачу в финансовый лизинг 32 самолетов SSJ-100. Эти средства необходимы ОАК для оплаты 10 уже созданных самолетов и строительства еще 22 воздушных судов в будущем, уточнили в Минпромторге.
Помощь государства может получить и лизинговая компания ИФК. Госгарантии на 20 млрд руб. на выполнение контракта по поставке 20 лайнеров SSJ-100 для «Аэрофлота» помогут перевести этот контракт в твердый заказ, передало слова Слюсаря РИА «Новости».
Главным вопросом остается то, насколько в нынешних экономических условиях российская гражданская авиация, страдающая от избыточной провозной емкости, нуждается в новых самолетах.
Согласно последнему прогнозу Boeing, спрос на новые самолеты в странах СНГ (из которых основная доля спроса приходится на Россию) в ближайшие 20 лет будет самым низким в мире и составит около 1,15 тыс. единиц. Концерн за год понизил прогноз на 13,5%. Еще в прошлом году Boeing прогнозировал спрос на уровне 1,33 тыс. единиц. По этому показателю СНГ в текущем году оказалось даже ниже Африканского региона, спрос на новые самолеты в котором достигнет 1,17 тыс. штук.
Свободная пресса