Бывшие прибалтийские республики СССР сегодня превратились в форпост антироссийской политики. Активно жонглируя претензиями к бывшему «старшему брату», их руководство, тем не менее, старается не поднимать некоторые деликатные вопросы. Один из них — о собственных нынешних границах. Pravda.Ru поинтересовалась мнением на этот счет лидера партии «Великое Отечество», писателя Николая Старикова.
— Недавно на одном из федеральных каналов Владимир Жириновский сошелся в полемике с литовским дипломатом главой представительства Евросоюза в России Вигаудасом Ушацкасом, который заявил, что Литва хочет жить по Конституции 1939 года. «Отлично! — заметил в ответ Владимир Жириновский. — По законам Конституции 1939 года — это означает без Клайпеды и Вильнюса». Литовский дипломат начал возмущаться, дескать, это территориальные претензии…
— А потому что на этот счет у Литвы нет аргументов. Все сегодня воспринимают Литву в нынешних границах, в которых она была в составе СССР. А вообще-то, все началось еще с незаконного распада Российской империи, произошедшего не в результате народного волеизъявления, а из-за того, что в стране началась гражданская война. В итоге образовались независимая Литва, с которой большевики подписали договор, и независимая Польша.
Вильнюс страны Антанты решили передать Литве, но очень скоро Польша разыграла очень хитрую комбинацию: некие войска, не подчинившиеся Пилсудскому, якобы взбунтовались, зашли на территорию Литвы, оккупировали Виленский край и провозгласили Виленскую народную республику. У Литвы сил справиться с ними не было, а Польша, в свою очередь, развела руками, дескать, как получилось, так и получилось.
Самопровозглашенное государство просуществовало несколько лет, а затем Польский сейм принял решение о его вхождении в состав Польши. До 1939 года Вильна и Виленский край входили в состав Польши. Замечу, что Вильна — родина Юзефа Пилсудского, фактического диктатора Польши.
Наступает 1939 год, Германия нападает на Польшу. В середине сентября войска в Польшу вводит Советский Союз, чтобы защитить жителей Западной Белоруссии и Западной Украины. СССР отходит ряд территорий, в их числе и Виленский край. После чего Советский Союз, включив его в состав РСФСР, предлагает договор Литве, одним из пунктов которого является передача в ее состав Виленского края, Литва соглашается. Договор был подписан, если не ошибаюсь, в октябре 1939 года.
Нам сейчас говорят, что кровавый сталинский режим в 1939 году отнял у Польши часть территории. Извините, но Литва приняла часть территории Польши, и никаких возражений это у нее не вызвало. Более того, ни одно из государств тогда не объявило войну Литве, как, впрочем, и Советскому Союзу, войну объявили гитлеровской Германии. А уже после войны в 1945 году в состав Литвы была включена Клайпеда, прежний немецкий город Мемель.
Поэтому, если говорить о принципиальности, ребята, хотите быть независимыми — верните то, что вы получили от Советского Союза. Или тогда не говорите, что он был кровавым оккупантом. Что это за оккупанты, которые приходят и прирезают территории? Я не знаю таких оккупантов.
— Эта тема может всплыть на политическом небосклоне?
— Выскажу мысль, многократно описанную в мемуарах различных политиков, в том числе Шарля де Голля: границы государств — это всегда результат того статус-кво, который складывается на данный момент времени.
Когда был мощный Советский Союз, кто-нибудь мог поставить под сомнение его границы? Нет. Советский Союз был уничтожен Горбачевым, и сразу возникли территориальные претензии. Как только мы опять станем сильными, изменится нынешний статус-кво, изменятся и границы. Граница — это самое изменчивое, что есть. И когда нам говорят: «Давайте соблюдать границы, международное право», — мы «за». Только давайте для начала определимся, с какой даты будем начинать отсчет времени вступления в силу международного законодательства.
Жириновский правильно заметил этому литовскому дипломату. 1939 год? Не вопрос: Вильнюс отдайте, Клайпеду тоже отдайте, и будем все соблюдать. Не хотите? Хотите соблюдать с какого-то числа, какое вам выгодно? А я, например, считаю, иначе. Давайте соблюдать международное законодательство с конца августа 1914 года. Кто-то считал тогда Российскую империю незаконной? Нет. С Финляндией как-нибудь разберемся сами, без Литвы. Польша — да, исторически имеет право на самоопределение и территориальную целостность. А все остальное, когда оно вдруг стало не нашим?
Нынешние прибалтийские республики Россия купила, в буквальном смысле, по Ништадскому миру у шведов. Посмотрите текст договора и увидите, что мы заплатили несколько миллионов золотых талеров шведам. Заплатили, победив в той войне благодаря британским дипломатам, которые торговались на стороне Швеции. Кто-нибудь эти миллионы нам вернул?
Вот представьте, у нас есть квартира, мы ее купили, потом заболели и оказались в больнице, а когда, наконец, вышли, выяснилось, что одна комната у нас отделилась и говорит: «Я теперь независимая». Как, кто подписал бумаги? А строители, которых наняли делать ремонт.
Ведь Ленин — это человек, который совершил государственный переворот. И вы его признаете законной властью? Признаете, если вам это выгодно, потому что он подписал договор о вашем отделении. Но тогда признайте законной властью и Сталина, ведь он наследник Ленина. Один отписал вам комнатку, на которую не имел права, другой комнатку обратно к квартире присоединил. Легитимность власти, что у Ленина, что у Сталина, была одинаковая. А вы, когда вам выгодно, говорите: этот договор правильный, а тот, что подписал Сталин, неправильный. Все это к политике не имеет никакого отношения. Это простое жульничество.
— Продолжим о Прибалтике. Примерно с месяц назад на сайте «Петиция.ком» появился призыв подписать петицию к депутатам сейма и министрам с призывом остановить русскую «пятую колонную» и выселить ее в отдельное гетто. Как это понимать?
— Это опасная история, особенно в контексте Латвии. Тамошние власти говорят, что никакого фашизма в Латвии не было. И концлагеря «Саласпилс» тоже не было, а был обычный трудовой лагерь. Люди в нем, конечно, умирали, но только своей смертью. А теперь вопрос, кто погиб в этом лагере? Латышские евреи, советские военнопленные, латыши-коммунисты, сочувствующие Советской власти. И… литовские военнослужащие.
В годы войны в Прибалтике были латышские легионеры СС, эстонские, а литовских не было. Литовские военные отказались создавать военные формирования в составе немецкой армии. За это руководство литовской армии и было сослано в «Саласпилс». Сейчас, правда, они об этом в Прибалтике не любят вспоминать. Поэтому и говорят, что это был какой-то трудовой лагерь.
Интервью к публикации подготовил Сергей Шаров
Беседовала
Инна Новикова