AVIACITY

Для всех, кто любит авиацию, открыт в любое время запасной аэродром!

Донбасс выходит на мировой уровень

Народные республики Донбасса не видят своего будущего в составе нынешней Украины, и рассчитывают на международное признание по модели Косово. Об этом в интервью РИА «Новости» заявила и.о. главы МИД ДНР Наталья Никонорова.
«Если учесть прецедент с Косово, сразу получившим признание от нескольких государств-участников ООН, ДНР может стать полноправным субъектом международных отношений за очень короткий промежуток времени при наличии благоприятных геополитических факторов», — сказала она.
Условия для этого, по мнению Никоноровой, сложатся, если Киев «окончательно дискредитирует себя в переговорном процессе» по урегулированию конфликта в Донбассе.
А Киев, собственно, с момента подписания Минских соглашений в феврале 2015 года идет именно в этом направлении, успешно саботируя мирный процесс и делая все, чтобы договоренности оставались только на бумаге. Более того, несмотря на объявленное перемирие, подразделения ВСУ продолжают ежедневно наносить удары по прифронтовым территориям обеих республик, в результате чего страдает инфраструктура, и — что самое страшное – гибнут люди.
Но есть ли у республик Донбасса сейчас шанс стать полноправными субъектами международных отношений?
— Теоретически есть, — считает член Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям Богдан Безпалько. – Но на практике это очень сложно. И, действительно, зависит от ряда геополитических условий, которые можно сравнить по уровню своей масштабности с геополитическими катастрофами для некоторых государств.
То есть, в данной ситуации, если вдруг Украина как государство начнет рассыпаться вследствие социальных протестов либо каких-то других факторов — например, экономической деградации такого уровня, который приведет к распаду армии, правоохранительной системы государственного аппарата почти полностью, — то это возможно. Тогда сама Украина будет считаться весьма удобной для образования на ней разного рода государств, и каждая из заинтересованных сторон постарается, соответственно, создать какую-то территорию, на которой будет распространяться именно ее влияние.
Или же вдруг неожиданно, в результате победы Дональда Трампа, кардинально сменится политика США в отношении Украины. И Соединенные Штаты выступят вместе с Россией за то, чтобы Луганская и Донецкая народные республики были признаны в качестве независимых государств.
На самом деле, все решения – особенно это ярко было продемонстрировано в отношении Косово — принимаются просто под давлением мощных геополитических сил, мощных геополитических силовых центров. Тех стран, которые, обладая очень большой мощью, – военной, экономической, дипломатической, медийной – позволяют себе, соответственно, подобного рода решения продвигать в международных организациях и с помощью этих самых международных организаций.
«СП»: — Но возможен ли в данном случае косовский сценарий?
— Я напомню, что в Косово не проводился референдум, и даже плебисцит. Там парламент провозгласил независимость. Но этот парламент тоже носил весьма условный характер.
Много десятилетий на территории Косово шла практически партизанская война, которую по всем юридическим правилам можно смело назвать террористической. Там строилось параллельное албанское государство. И вот в свое время часть этого параллельного государства вне каких-либо законов, в нарушении ялтинско-потсдамско-хельсинкской системы провозгласило изменение границ.
У Донецкой и Луганской народных республик, конечно, шансов значительно меньше. Если, скажем, опустить варианты, связанные с распадом Украины, и резким изменением внешнеполитического курса США, можно предположить еще один. Россия вдруг приобретает невиданную мощь, у ее появляется большое количество союзников, и они вместе лоббируют международное признание республик Донбасса. Но этот вариант тоже кажется на данный момент достаточно фантастическим.
Поэтому скорей всего перспектива ДНР и ЛНР – это частично признанные государства, которые признает, возможно, в будущем Российская Федерация и ряд ее союзников или стран, которые к ней наиболее дружественно расположены.
И здесь, кстати, проявляется очень интересная закономерность. Страны — бывшие республики СССР, которые мы считаем своими союзниками, и которые получают очень большие экономические бонусы от интеграционных союзов, выстраиваемых Россией на постсоветском пространстве, не признали ни вхождение Крыма в состав России, ни суверенитет Абхазии и Южной Осетии. Соответственно, они не признают, скорей всего, Донецкой и Луганской народных республик.
«СП»: — Почему, вы считаете?
— Потому что практически все эти страны превратились в этнократические режимы. Либо в жесткой форме, как это происходит в Средней Азии. Либо – в мягкой. И они заинтересованы в том, чтобы получать ресурсы от России. При этом ничего не предоставляя ей взамен. Они считают, что это справедливо по отношению к ним. У них такое понятие о геополитическом сотрудничестве.
Поэтому даже на дипломатическом уровне они отказывают России в союзнических обязательствах. Лукашенко сказал, что «де-факто мы признаем вхождение Крыма, но де-юре не признаем никогда».
А вместе с тем, скажем, Сирия, благодарная России за помощь в борьбе с террористическими группировками, признала вхождение Крыма в состав России законным.
В данной ситуации, если у нас появятся какие-то очень мощные союзники (действительно, союзники, а не государства-клиенты, которые нацелены только на получение наших ресурсов), то тогда, возможно, мы вместе с ними сможем осуществить попытку признания ДНР и ЛНР на разного рода международных площадках.
Этот вопрос будет постоянно будироваться. И он будет проводиться параллельно с рядом других – например, с военными преступлениями вооруженных сил Украины на территории Луганской и Донецкой областей. И т.д.
«СП»: — А достаточно ли потенциала у республик для успешного самостоятельного развития вне Украины?
— Донецкая и Луганская республики – это, по сути, треть территории Донбасса. Но потенциала у них для самостоятельно развития достаточно. Могу сказать, например, что сейчас на территории этих непризнанных пока республик производят горнопроходческие комбайны, которые с успехом продают в Россию. То есть, это сложная техника с высокой добавленной стоимостью.
Там большой индустриальный кластер. Достаточно хорошо развита промышленная инфраструктура. И много качественных специалистов, которые могли бы вполне обеспечить экономический рост.
Донбасс на Украине давал 15% ВВП. И давал четверть всей валютной выручки за счет продажи металла.
Но сейчас, когда Украина ведет фактически войну против Донбасса – несмотря на минские соглашения, несмотря на перемирие, и даже несмотря на слепоглухонемых специалистов из ОБСЕ, — развиваться, конечно, чрезвычайно сложно. Тем более что в условиях, когда республики находятся фактически вне правового поля, вести какую-либо коммерческую, торговую, дипломатическую деятельность просто невозможно.
Люди, которые сейчас живут на территориях ДНР и ЛНР, они де-факто не являются уже гражданами Украины. Потому что Украина отказала им в любых правах, которые обеспечивают, собственно, права гражданина. А с другой стороны, они не являются, скажем, гражданами России для того, чтобы воспользоваться хотя бы правом на работу. Они не могут зарегистрировать свои предприятия в России.
Высшие учебные заведения там тоже попали в сложную ситуацию. С одной стороны, их уже не признают на Украине в виду того, что часть специалистов, захватив учредительные документы и печати, сбежала, а теперь прячется, потому что у них нет ни денег, ни ресурсов. А те, кто остался, они юридически находятся в непонятном пространстве, поскольку выдавать дипломы Украины не могут, а представительствами российских вузов не являются.
То есть, здесь предстоит очень сложная работа по легитимизации всего кластера, который сейчас является Донецкой и Луганской народными республиками.
Но, прежде всего, их развитию мешает война.
Невозможно экономически развиваться, даже просто жить, когда из-за нескольких сот обстрелов сутки выходит из строя водопровод. Уничтожается оборудование, которое предоставляет газ населению для отопления. Когда украинская артиллерия бьет по шахтам, там становится невозможным добывать уголь. И срываются поставки сырья.
К тому же, непонятно как работает финансово-банковская система. Парадоксально, но сейчас, для того чтобы осуществлять хоть какую-нибудь экономическую деятельность, жители Донбасса выплачивают налоги в Киев. При том, что сам Киев не выплачивает ни пенсий, ни какие-либо пособия большинству граждан ЛНР и ДНР.
Получается дикая ситуация, которая нуждается, прежде всего, в том, чтобы там либо прекратились военные действия, либо они увенчались успехом республик. И соответственно, следующим шагом должна быть их легитимация.
«СП»: — Что нужно сделать для этого?
— Если Россия их признает в качестве независимых государств – путь только Россия – эти республики, безусловно, выживут. За счет торговли с Россией, за счет договоров с Россией, за счет того, что граждане этих республик смогут просто выйти на российский трудовой рынок со своими документами.
Это нужно, безусловно. Но еще более желательным вариантом было бы, чтобы все эти граждане просто получили российские паспорта. Ведь в свое время этот сценарий использовали в Приднестровской Молдавской Республике, где значительная часть населения получила российские паспорта.
Учитывая все еще сложную демографическую ситуацию у нас в стране, это было бы очень желательно. Тем более что этим людям не нужно здесь особым образом интегрироваться и ассимилироваться. И они стремились сюда – в Россию, как домой, о чем прямо говорил Александр Захарченко.
И очень странно, что беженцы, например, с Юго-Востока Украины годами не могут в России получить разрешение на временное проживание. Хотя это даже не гражданство, а просто документ, предоставляющий возможность жить здесь три года и устроиться нормально на работу. Они не могут получить документ, не могут легализоваться.
«СП»: — В чем причина?
— Причину здесь я вижу в том, что у нас субъекты федерации слишком увлеклись продажей патентов мигрантам из Средней Азии, получая при этом очень хорошие деньги, которые делят с коммерческими структурами. Но в данной ситуации стоит думать все-таки не только об интересах субъектов федерации, но и об общегосударственных, общенациональных интересах. Демография – это основа нашего государства. Не станет наших людей, не станет граждан, тогда и государство развалится автоматически.
По мнению директора украинского филиала Института стран СНГ Дениса Денисова, говорить о признании мировым сообществом полноценной государственной независимости ДНР и ЛНР преждевременно:
— Сценарий Косово сюда не очень подходит. Там он сработал во многом на внешнем факторе. В нем были заинтересованы, прежде всего, Соединенные Штаты, которые делали все, чтобы реализовать проект по созданию нового независимого государства. Таким образом, через своих сателлитов, через своих партнеров американцы очень быстро обеспечили «веерное» признание Республики Косово.
Но говорить о перенесении данного примера на ДНР и ЛНР в настоящее время крайне некорректно. Потому что мы прекрасно понимаем позицию России, которая пытается выступать в роли государства, которое обеспечит соблюдение прав жителей народных республик Донбасса. Но в то же время Российская Федерация не готова выступать сейчас, как государство, которое будет лоббировать в мире и продвигать идею об их признании. Не готова, поскольку является гарантом Минских соглашений. А по этим соглашениям, как известно, ДНР и ЛНР на правах широкой автономии остаются в составе украинского государства.
Другое дело, если киевский режим будет и дальше тотально саботировать выполнение Минских соглашений. И за этим будет реальная и логичная реакция со стороны западных партнеров, в первую очередь, основных стран Европы и США. Вот тогда вопрос о полноценном признании и выходе республик из состава Украины будет на повестке дня. И не станет раздражителем, который будет негативно влиять на взаимоотношения России с Западом.
Но не факт, что такой момент вообще наступит. Потому что здесь мы уже будем упираться в категорию геополитического противостояния на евразийском пространстве. Ведь для всех очевидно, что в случае признания ДНР и ЛНР в качестве независимых государств, это будут государства ориентированные на Россию. В чем Запад, естественно, не заинтересован.

https://news.rambler.ru/